Место в садике

Льготы при поступлении в детский сад

Место в садике

Некоторые дети попадают в детский сад быстрее остальных — по льготе.

Вероника Нецова

разобралась со льготами

Иногда еще говорят, что такие дети попадают без очереди, в первой очереди или в преимущественном порядке.

Чтобы записать ребенка в детский сад, родители подают заявление в местные органы. Из заявлений власти формируют очередь. Очередь может быть одна для всех, и льготники поступают в детский сад через одного.

В некоторых регионах формируют две разных очереди: одну для тех, у кого есть преимущества при поступлении в детский сад, другую — для всех остальных. Как именно формировать очередь в детский сад, решают региональные и муниципальные власти.

Государство лишь дает рекомендации на этот счет.

Мы уже рассказывали о том, как встать на очередь в детский сад. В этой статье разберем, кто имеет право на льготы при попадании в дошкольное образовательное учреждение и как ими воспользоваться.

Как меньше тратить и больше зарабатыватьРассказываем в нашей бесплатной рассылке. Подпишитесь, чтобы получать на почту лучшие статьи дважды в неделю

Но региональные и муниципальные власти могут принять нормативный акт и зачислять эти категории детей не в первую очередь, а вообще без очереди.

Помимо этого, регионы могут давать льготы при поступлении в детский сад другим категориям.

Льготы воспитателям детских садов. В Санкт-Петербурге ребенка любого штатного сотрудника детсада берут в садик в первую очередь.

Например, такие правила действуют в Москве и Санкт-Петербурге. Дети, чьи братья и сестры уже посещают конкретный детский сад, имеют приоритетное право попасть в этот же сад.

На федеральном уровне нет закона, который бы устанавливал преимущественное право на поступление в детский сад для какой-то определенной категории. Кого зачислить в детский сад без очереди, а кого — в преимущественном порядке, решают власти региона или муниципального округа.

Документы для получения льготы подают вместе с заявлением о постановке в очередь в детский сад. Это документы, которые подтверждают право родителя, что его ребенок может претендовать на место в саду в первую очередь.

Прокуроры, судьи, военные, сотрудники и служащие Следственного комитета РФ, полиции и органов внутренних дел предоставляют справку с места работы или службы.

Многодетные предоставляют специальное свидетельство. Инвалиды — справку об инвалидности.

Заявление на льготу в детский сад подают электронно или лично в зависимости от установленного порядка в регионе. В Москве заявление на поступление в детский сад можно подать только на сайте мэра Москвы. В Санкт-Петербурге — в МФЦ или на местном портале госуслуг.

Когда подойдет очередь, РОНО пришлет направление в детский сад. Льготники получат его раньше остальных. Когда именно — зависит от региона. В Москве группы комплектуются с 1 марта по 31 мая, поэтому направления на зачисление в сад рассылают в эти же сроки. В Санкт-Петербурге — с 1 февраля по 30 июня.

Так выглядит направление в детский сад в Санкт-Петербурге

  • 20% — на первого ребенка;
  • 50% — на второго ребенка;
  • 70% — на третьего ребенка и последующих детей.

Получить компенсацию может один из родителей.

Для этого нужно написать заявление на предоставление компенсации в детском саду и приложить копию паспорта, свидетельства о рождении ребенка и реквизиты банковской карты, если в регионе принято возвращать ее таким образом.

Если детский сад начисляет родительскую плату уже с учетом компенсации, банковская карта не потребуется.

Еще понадобятся подтверждающие льготу документы: копия справки об инвалидности, копия удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, копия свидетельства о рождении каждого ребенка или справка из военкомата о прохождении службы по призыву.

Один из родителей-чернобыльцев имеет право на денежную компенсацию на питание ребенка в детском саду. Выплату можно получать, даже если ребенок не ходит в детский сад, но только по медицинским показаниям.

Оформить компенсацию можно в отделе социальной защиты населения. Компенсацию назначат со следующего месяца.

Регионы могут давать дополнительные льготы родителям, чей ребенок поступает в детский сад. Рассмотрим региональные льготы на примере Санкт-Петербурга.

Подойдут оригиналы и копии документов или  только нотариально заверенные копии.

Региональные власти могут компенсировать часть родительской платы. Размер компенсации зависит от того, учитывается ли доход семьи или нет.

Написать заявление на компенсацию можно в детском саду. Понадобятся паспорт, свидетельство о рождении каждого ребенка, если их несколько, и справка об инвалидности родителя, если она есть.

Компенсацию назначат на все время и подтверждать право на нее больше не нужно. Если у родителя появится право получать большую часть компенсации, нужно написать заявление об этом, как только такое право появилось.

Если доход учитывают. Некоторые семьи в Санкт-Петербурге имеют право на компенсацию части родительской платы в большем размере, чем остальные:

  • 40% — на каждого ребенка из неполной семьи, если среднедушевой доход в ней ниже двукратного прожиточного минимума в Санкт-Петербурге;
  • 70% — на каждого ребенка, если среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума в Санкт-Петербурге.

Решение примут в течение пяти рабочих дней, а компенсацию предоставят со следующего месяца. Компенсацию дают на три месяца, после этого попросят снова принести документы и подтвердить на нее право.

Подать заявление на невзимание или компенсацию части родительской платы можно на местном портале госуслуг.

Если ребенок вообще не ходит в детский сад, родителям это никак финансово не компенсируют. По крайней мере, на федеральном уровне такая компенсация не предусмотрена.

Узнать, положена ли компенсация за непредоставление места в детском саду, можно в местном отделе социальной защиты населения.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/benefits-for-detskiy-sad/

Прием в детский сад 2020: новые правила

Место в садике

18 авг. 2020

Анна Чередникова

7 минут

В 2020-м году правительство приняло сразу несколько новых норм по приему детей в дошкольные образовательные организации. В чем суть изменений, как правильно и по-новому организовать работу в детском саду, какие шаги предпринять заведующему, что должны знать воспитатели, – кратко рассмотрим в статье.

Изменения действуют на федеральном уровне, поэтому имеют силу в каждом регионе.

Льготы братьям и сестрам

Федеральный закон от 02.12.2019 №411-ФЗ обязует принимать в приоритетном порядке детей, у которых в этом же садике учится родной брат или сестра. Это нововведение касается не только садиков, но и школ.

Льготой могут воспользоваться родители, которые подали в региональное управление образования свидетельство о регистрации второго ребенка по адресу, где зарегистрирован первый. Если место проживания отличается от места регистрации или у детей разное место прописки, дополнительно нужно предоставить справку о составе семьи. Ее получают в паспортном столе.

Раньше родителям приходилось возить своих детей в разные садики, если у них не совпадало место регистрации. Новое правило хорошо встретили семьи, потому что у родителей освободится время.

Этот законопроект вводили в Самарской области в 2017 году. Прокуратура его прикрыла, потому что он ущемлял права жителей других регионов.

А новый закон 2019 года приняли на федеральном уровне, поэтому условия одинаковы для всех областей.

Как распределяются приоритеты в очереди

Дети, чьи братья и сестры, уже обучаются в садике, получают приоритет перед детьми из общей очереди и даже перед другими льготниками. Порядок очереди определяется следующим образом:

  1. Братья и сестры действующих учеников садика;
  2. Дети военнослужащих, сотрудников полиции и МВД, инвалидов, многодетных семей, матерей одиночек. В некоторых регионах к этой категории относят детей сотрудников садика, например в Санкт-Петербурге.
  3. Малыши из очереди согласно дате подачи заявления;
  4. Дети, которые переводятся из других садиков;
  5. Дети, зарегистрированные по месту жительства.

Суть новой льготы нужно донести до родителей и описать в документах ДОУ. Для этого разместите информацию о новой льготной категории на сайте садика и на информационных стендах.

Также, измените раздел положения о приеме в ДОУ в 2020 году. Для этого дополните раздел “Порядок приема воспитанников” информацией о льготной категории и последовательностью зачисления детей среди льготных и не льготных категорий.

Правила перевода между садиками

Правила перевода детей в другой садик привели в соответствие с правилами приема:

  1. Родители подают заявление в региональное управление образованием, то есть в детский сад обращаться не нужно. Только если ребенка переводят в частный садик, заявление пишут сразу в него, минуя управление образованием.
  2. Если региональный орган отвечает, что в новом садике есть свободное место, родители получают направление в этот сад.
  3. Только после этого родители пишут заявление на отчисление в прежнем дошкольном учреждении.

Эти процедуры можно выполнить через интернет в региональной информационной системе.

Учет количества иностранцев

Федеральный закон от 02.12.2019 № 403-ФЗ обязует детские сады публиковать в открытом доступе количество иностранных дошкольников. Другие данные мигрантов оглашать не нужно, чтобы не нарушать правовые нормы.

Эксперты дошкольного образования говорят, к чему может привести это нововведение:

  • С одной стороны улучшится отношение к гражданам РФ, которых ошибочно принимают за иностранцев. Это касается например жителей Северного Кавказа.
  • С другой стороны родители могут начать делить группы и садики на “для местных” и “для мигрантов”, а дети объединяться в небольшие коллективы по языковому сходству. В результате могут увеличиться очереди в отдельные садики, и вырасти напряжение среди родителей.

Чтобы избежать описанных сложностей, в правила приема садиков в 2020 году внесли норму о количестве иностранцев.

Чтобы выполнить новое правило, нужно:

  1. Сформировать приказ о приеме иностранных граждан;
  2. Добавить в документ о распределении обязанностей задачу для старшего преподавателя – вести учет количества иностранцев в группах.
  3. Разместить на сайте информацию о количестве мигрантов в садике.

Обязательная электронная очередь и единая федеральная система

Все данные о приеме в садик нужно вносить в федеральную информационную систему, а именно информацию о:

  • количестве мест,
  • льготных категориях,
  • очередях.

Это означает, что очередь станет электронной во всех регионах, и родители смогут легко отслеживать положение дел в садиках. Информация из региональных сервисов направляется в федеральную систему. Таким образом формируется единая всероссийская очередь. Благодаря ей дети без проблем устроятся в новый садик, если их семья переехала в новый город. Раньше это было непросто.

В городах миллионниках уже действует электронная очередь, поэтому в их работе мало что изменится. А садики из небольших городов и поселков должны будут ввести новую систему, чтобы соответствовать единым требованиями.

Внедрение федеральной очереди делает систему приема в садики более “прозрачной” для родителей. Дошкольников будут принимать на одинаковых условиях. А через несколько лет чиновники смогут изучить статистику загруженности детских садов по регионам, и на основе этих данных принять меры по улучшению организации системы дошкольного образования.

Многие регионы уже несколько лет ведут локальные информационные порталы, поэтому работа в единой системе не должна вызвать сложностей. Для этого нужно:

  1. Изучить региональное положение об информационной системе;
  2. Составить график и инструкцию по внесению и обновлению данных в информационной системе. Добавить эти инструкции в приказ об организации приема;
  3. Издать приказ о назначении специалиста для приема и внесения данных.

Дополнительная информация к правилам

Нововведения непросто объяснить родителям, когда ограничен личный контакт и взаимодействие с ними из-за пандемии. Поэтому нужно в доступной форме донести информацию на сайте. Если детский сад работает в закрытом режиме, разрешите родителям отправить скан-копии документов по почте вместо оригиналов. Позже они смогут донести оригиналы, чтобы избежать нарушений в процедуре приема.

Читайте – Новые санитарные рекомендации Роспотребнадзора для детских садов во время пандемии.

Несмотря на новые правила, очереди в первое время останутся. А значит родители будут получать отказына зачисление ребенка в ДОУ. Согласно правилам приема единственная причина для отказа – отсутствие свободных мест.

Электронная очередь добавляет прозрачности в этот процесс, но некоторые родители могут усомниться в “чистоте” действий руководства садика. Тогда они направят жалобу в региональное министерство образования.

Совместно с прокуратурой они вправе проверить законность отказа – действительно ли нет мест или руководство придерживает места для “продажи”.

Если отказ был обоснован, родители могут:

  • Устроить ребенка в более отдаленный садик;
  • Пойти в частное дошкольное учреждение, у которой есть лицензия;
  • Нанять домой няню;
  • В отдельных регионах можно получить денежную компенсацию за то, что ребенку не предоставили место.

Начиная с 2020 года количество таких ситуаций должно сокращаться. Для этого и предназначены новые правила приема в детские сады.

Источник: https://www.akbiz.ru/publications/novye-pravila-priema-v-detskij-sad-2020

Территориальная доступность дошкольного образования с точки зрения закона

Место в садике

В большинстве крупных городов, особенно в зонах новой застройки, в последние годы возникла серьезная проблема с предоставлением места в детском саду рядом с домом.

Родителям в качестве альтернативы предлагаются места в детских садах, расположенных на удалении от их мест проживания, порой настолько значительном, что они вынуждены отказываться от подобных предложений. Иногда в качестве альтернативы предлагаются группы кратковременного пребывания.

Это происходит в полном соответствии с местными административными регламентами.

Разберем, являются ли подобные предложения для таких детей надлежащей организацией местными властями предоставления именно общедоступного дошкольного образования, право на которое установлено статьей 43 Конституции Российской Федерации и закреплено частью 3 статьи 5 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”. Зачастую и в судебных процессах суды не разбираются в данном нюансе, полагая, что предложение места хоть где-то уже является надлежащей такой организацией.

Итак, Конституция Российской Федерации устанавливает гарантию общедоступности и бесплатности дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (части 1 и 2 статьи 43).

Это право закрепляется в специальном законе, регулирующем правоотношения в сфере образования – Федеральном законе от 29.12.

2012 №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – ФЗ-273), в части 3 статьи 5 которого говорится, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе, дошкольного образования.

В отличие от школьного образования, дошкольное образование не является обязательным для граждан, а, следовательно, право на общедоступное бесплатное дошкольное образование реализуется в заявительном порядке.

Особо подчеркнем, что эта необязательность для властей законом не установлена, поэтому от организации его предоставления власти отказаться не вправе (в силу вышеуказанных гарантий закона) и обязаны выделять достаточные бюджетные средства для его предоставления.

Статья 3 ФЗ-273 устанавливает такие основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, как обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, а также принцип свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 44 и частью 4 статьи 63 ФЗ-273 такое право предоставлено исключительно родителям (законным представителям) обучающихся.

При таких обстоятельствах какие-либо правовые механизмы для понуждения родителей (законных представителей) к выбору одной из вариативных форм получения дошкольного образования (в группе полного дня или в группе кратковременного пребывания), к выбору конкретного образовательного учреждения для ребенка (муниципального/государственного или частного, находящегося вблизи дома или далеко от него) отсутствуют. Несогласие родителей с предложенным альтернативным вариантом в случае отсутствия мест в ранее запрошенном детском саду еще не означает, что они отказались от выбранных форм получения образования, и не свидетельствует о злоупотреблении ими своим правом такого выбора. Поэтому с местных властей не снимается обязанность организовать предоставление дошкольного образования для их детей при таком отказе.

В самом ФЗ-273 отсутствует конкретное определение доступности образования, однако означает ли это, что данное понятие может трактоваться властями (и судами) так, как им заблагорассудится?

Нет, не означает.

Понятие доступности образования было раскрыто больше 10 лет назад Конституционным Судом Российской Федерации.

В своем постановлении от 15 июня 2006 года № 5-п Конституционный Суд констатировал, что Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДОСТУПНОСТЬ (в частности, установление бесплатного начального образования), но и ФИЗИЧЕСКУЮ ДОСТУПНОСТЬ, под которой названные акты понимают БЕЗОПАСНУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ ДОСЯГАЕМОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ либо ПОСРЕДСТВОМ ПОСЕЩЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ, НАХОДЯЩЕГОСЯ НА РАЗУМНОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ УДАЛЕНИИ, либо путем получения доступа к современным технологиям. Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Толкование норм закона и положений международных договоров Российской Федерации, приведенное в постановлениях Конституционного Суда, имеет силу закона.

Таким образом, территориальная доступность дошкольного образования должна приниматься во внимание местными властями, уполномоченными законом на организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, при планировке и застройке жилых зон, а пределы удаленности дошкольных учебных заведений от мест жительства граждан устанавливаются положениями строительных правил.

Так, радиус обслуживания населения детскими дошкольными учреждениями, размещенными в жилой застройке, установлен в пункте 10.4 и таблице 5 действующего Свода правил СП 42.13330.2011 “СНиП 2.07.01-89* “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений” (утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 г.

N 820), где указано, что в городах его, как правило, следует принимать не более 300 метров. Ни о какой транспортной доступности детских садов в данном документе не идет речи.

Данный Свод правил направлен, в том числе, на обеспечение градостроительными средствами безопасности и устойчивости развития поселений, охрану здоровья населения, охрану окружающей среды, а его требования с момента его ввода в действие предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, а также к иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды проживания; конкретизацию этих требований следует осуществлять при разработке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (пункты 1.1, 1.2, 1.3 Свода правил).

Вместе с тем необходимо принимать во внимание, что движущиеся автотранспортные средства, согласно статье 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются источниками повышенной опасности.

При таких обстоятельствах использование общественного или личного транспорта при посещении детского сада исключает безопасную физическую досягаемость дошкольного образования в таком детском саду.

Следовательно, для признания дошкольного образования, получаемого в детском саду вне пешей доступности от места проживания ребенка, доступным отсутствуют правовые основания.

Отсутствие мест в детских садах, расположенных в доступной близости от места проживания их будущих воспитанников (что можно приравнять к отсутствию таких детских садов вообще), свидетельствует о ненадлежащей организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования органом местного самоуправления и о нарушении прав детей, поставленных на учет, на общедоступное бесплатное дошкольное образование.

Таким образом, посещение детского сада, находящегося исключительно в транспортной доступности, не доказывает получение ребенком ИМЕННО ДОСТУПНОГО дошкольного образования. Это лишь означает, что родители выбрали его для получения дошкольного образования, но ребенок в таком случае не реализует свое право ИМЕННО НА ОБЩЕДОСТУПНОЕ БЕСПЛАТНОЕ дошкольное образование.

Предложение посещать такой сад в отсутствие свободных мест в саду, который расположен в пешей доступности, и при наличии заявления родителей о предоставлении места в саду, расположенном в доступной близости к месту жительства ребенка, не доказывает соблюдение органом местного самоуправления права ребенка на общедоступное бесплатное дошкольное образование.

Орган местного самоуправления обязан принимать такие меры для организации предоставления на общедоступное бесплатное дошкольное образование, как обеспечение населения доступными объектами дошкольного образования, т.е. такими объектами, расположенными внутриквартально, в пешей доступности от мест жительства их воспитанников.

Нехватка мест в таких садах для жителей близлежащих домов является поводом для обращения родителей ребенка в суд с требованием о признании незаконным бездействия властей по предоставлению мест в детском саду, расположенном в доступной близости от места проживания их ребенка, вне зависимости от того, приняли ли они альтернативное предложение местных властей или нет.

В кассационных определениях от 12 февраля 2010 г. № 33-КГ18-13 и от 26 апреля 2019 г. № 5-КА19-4 Верховный Суд Российской Федерации, отменяя судебные акты нижестоящих судебных инстанций, признал за ребенком право на получение дошкольного образования в доступной близости от его места проживания.

»

Источник: http://rdddo.ru/nehvatka/1290

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.