Методическая помощь молодому специалисту

Организация методической работы с молодыми специалистами

Методическая помощь молодому специалисту

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

Современной школе нужен профессионально-компетентный, само­стоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы, к качественному переходу к профильному образованию.

Практика пятнадцатилетней работы опорной Школы молодого учителя (ШМУ) на базе гимназии показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация выпускника может протекать длительное время.

Анализ работы ШМУ итоги проводимых нами социально-педагогических исследований показывают, что наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы дисцип­лины и порядка на уроке, методические аспекты урока, оформление школьной документации, организация взаимодействия с родителями школьников, осущест­вление классного руководства.

Проблемы возникают в связи с тем, что моло­дой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него еще не сформированы профессио­нально значимые качества, поэтому является необходимостью оказание по­стоянной методической помощи учителям-стажерам.

Работа с молодыми спе­циалистами и стажерами традиционно является одной из самых важных со­ставляющих методической работы гимназии.

Работу ШМУ мы проводим по следующим направлениям:

–  организационные вопросы;

–  планирование и организация работы по предмету;

–  организация воспитательной работы;

–  работа со школьной документацией;

–  работа по самообразованию учителей;

–  контроль за деятельностью молодых специалистов.

Для того чтобы адаптация молодых специалистов проходила более ус­пешно, с ними работают учителя нашей гимназии и преподаватели ШГПИ, которые оказывают им необходимую методическую, психолого-педагогичес­кую, управленческую и другую помощь. Важной частью организации работы с учителями-стажерами является работа с наставниками.

Анализируя опыт работы с молодыми учителями, мы пришли к выводу, что необходимо создать программу мониторинга адаптации и в году такая программа была создана.

Цель программы: оказание помощи молодым специалистам при адапта­ции в педагогическом, ученическом и родительском коллективах.

Задачи программы:

1. Повышение уровня общедидактической и методической подготовлен­ности педагогов к организации и проведению воспитательно-образовательной работы.

2. Оказание практической помощи учителям-стажерам в преподава­нии предмета, в воспитательной работе с учащимися.

3. Обеспечение постоянного освоения современной педагогической тео­рии и практики.

4. Проведение обмена опытом успешной педагогической деятельности.

5. Создание условий для саморазвития молодых специалистов.

6. Оказание психологической поддержки и методической помощи начи­нающим учителям.

7. Поощрение молодых специалистов по итогам их стажерской и трехлет­ней практики.

Мониторинг планируется на 2 периода:

– в течение первого года работы учителей-стажеров;

– в течение трех лет работы молодых специалистов.

В течение первого года работы выявляются противоречия между профессиональной направленностью начинающих учителей и выбранной ими профессией, происходит переоценка собственных сил и, как следствие, часть начинающих учителей заканчивает свою работу в школе.

Организуя работу с молодыми специалистами, мы проводим различного рода диагностики, которые помогают предотвратить возможный уход учителя, решить возникающие проблемы. К ним относятся:

– тест по выявлению тенденций к стилям педагогического общения;

– диагностика определения уровня педагогического сотрудничества в процессе обучения;

– диагностика предрасположенности к конфликтному поведению и др. При организации и проведении работы с начинающими учителями мы используем различные формы:

– практикумы;

– собеседования;

– тренинговые занятия;

– встречи со специалистами городского ИМК, психологом, преподавате­лями ШГПИ;

– «круглые столы»;

– методические консультации;

– посещение уроков, классных часов, родительских собраний у настав­ников;

– совместное изучение стажерами и наставниками трудных тем про­граммы;

– включение молодых учителей в работу методических объединений гим­назии и города, в работу секций научного ученического общества и др.

Начинающие учителя с интересом посещают семинары «Формы и ме­нады работы на уроке. Система работы с обучающимися», «Методика прове­дения внеклассных мероприятий и праздников», «Формы контроля качества знаний обучающихся», «Нетрадиционные формы обучения».

Неоценимую ме­тодическую помощь стажеры получают на практических занятиях «Правила работы с документацией», «Планирование триединой дидактической цели :ока. Современный урок и его анализ», «Методика проведения классного ча­са, внеклассного мероприятия».

Психологическую помощь оказывают консультации «Психолого-педагогический подход к обучающимся, оказание индивидуальной помощи и поддержки», «Конфликты с учащимися, их причины. Пути и способы выхода из конфликтных ситуаций». Важное значение имеют собеседования с молодыми специалистами по различным методическим вопросам.

Для более эффективной и результативной работы мы ввели в практику работы составление учебного плана стажера и учителя-наставника, разработали Карту наблюдения уроков молодых специали­стов, проводим рейтинг профессиональной успешности учителя путем мониторингового отслеживания репродуктивной, проблемно-поисковой и творческой успешности учащихся в процессе обучения. В этой работе нам помогает Дого­вор по проблеме поддержки развития учителя и учащихся, заключенный между гимназией и Шадринским государственным педагогическим институтом.

Проведение целенаправленной разносторонней работы педагогического коллектива гимназии с начинающими учителями дает положительные резуль­таты. Ежегодно в апреле в городе проводится декада успехов молодого специалиста.

При проведении уроков и внеклассных мероприятий в рамках декады чителя-стажеры демонстрируют умение методически грамотно проводить урокии мероприятия различных форм, применяя индивидуальный подход к обучающимся, выполняя психолого-педагогические и организационные требования к уроку.

По результатам статистики после первого года работы в школах города остаются 82-86% пришедших выпускников, а после второго – от 64 до 68%.

Работа ШМУ строится на серьезной нормативной базе: нами разрабо­таны Положение о стажировке, Положение о наставничестве, Положение об организации работы с молодыми специалистами в гимназии.

Накопленный за годы работы методический материал позволяет проводить занятия на на­учной основе, с применением новинок педагогики и психологии.

За последние два года методический материал был нами обобщен в брошюрах «Типы уроков», «Виды и формы уроков», «Активно-игровые формы воспитательной ра­боты», «Проект интеграции деятельности школы и семьи», «Организация ра­боты с молодыми специалистами».

Посещение уроков учителей во время семинаров дает практические зна­ния учителям-стажерам, обогащает их опыт. Учителя гимназии активно участ­вуют в семинарах, практикумах, конференциях, проводимых для молодых спе­циалистов. Ежегодно учителями проводятся 1—16 открытых уроков разных ти­пов, 5-7 внеклассных мероприятий.

Все мероприятия характеризует высокий уровень подготовки, хорошее качество проведения, так как профессиональный уровень учителей гимназии очень высок. Среди нас 4 заслуженных учителя РФ, 13 учителей имеют звание «Отличник просвещения РФ», 3 – «Почетный работник общего образования». 4 учителя награждены Почетными грамотами МС РФ, 2 – благодарственными письмами МО РФ.

45% учителей имеют высшую квалификационную категорию, 30% – первую. 99% имеют высшее образование.

Ежегодно в отделе образования подводится итог работы ШМУ за год анализируются результаты мониторинга, ставятся задачи на следующий учеб­ный год.

По результатам первого года работы стажеры получают диплом о про­хождении стажерской практики, в конце третьего года – сертификат о прохож­дении трехлетнего испытания.

Конечно, это символические документы, но они позволяют поднять статус начинающих учителей, дают почувствовать себя зна­чимыми, авторитетными и нужными людьми.

При организации работы с молодыми специалистами важной составляю­щей является проведение диагностики, которая позволяет регулировать на­правления работы с учителями, вносить коррективы в план с целью оказания своевременной и результативной помощи.

В начале каждого учебного года молодые специалисты города заполняют Программу-анкету изучения трудностей в работе учителя.

В анкете приняли участие 15 учителей-стажеров (первый столбик – нача­ло года, второй-конец).

Результаты анкеты выявили, что наибольшее затруднение вызывают:

– использование новых педагогических технологий;

– использование разнообразных форм работы на уроке, в том числе нестандартных;

– поурочное планирование;

– планирование работы по самообразованию и повышению педагогиче­ского мастерства;

– осуществление индивидуального подхода к учащимся в процессе обу­чения.

По итогам работы ШМУ можно проследить изменения в затруднениях начинающих учителей.

В анкете приняли участие 12 учителей-стажеров.

Результат: наибольшее затруднение вызывают:

– использование новых педагогических технологий;

– работа с родителями;

– планирование работы по самообразованию и повышению педагогиче­ского мастерства;

– обеспечение правильного поведения и дисциплины учащихся. Результаты этой диагностики позволяют изучать подробнее вопросы, вы­зывающие наибольшие затруднения.

Анализируя работу опорной ШМУ, работу с молодыми специалистами гимназии, можно сделать вывод, что вся методическая деятельность способст­вует успешной социально-педагогической и личной адаптации начинающих учителей, помогает преодолеть возникающие трудности, повысить уровень своей подготовки, убедиться в правильном выборе профессии, почувствовать себя состоявшимся учителем.

Источник: https://pandia.ru/text/78/534/12636.php

Программа методического сопровождения молодого специалиста

Методическая помощь молодому специалисту

Программа

методического сопровождения

молодого специалиста

на 2016-2017 учебный год

Сведения о молодом специалисте

Какое учебное заведение окончил:

Год окончания учебного заведения:

Специальность по диплому:

Педагогический стаж:

Место работы:

Должность:

Классы:

Квалификационная категория:

Сведения об учителе – наставнике

Какое учебное заведение окончил:

Год окончания учебного заведения:

Специальность по диплому:

Педагогический стаж:

Место работы:

Должность:

Классы

Квалификационная категория:

Цель – создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы.

Задачи:

  • помочь адаптироваться молодому специалисту в педагогическом коллективе,

  • определить уровень профессиональной подготовки,

  • выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь,

  • создать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания,

  • развивать потребности у молодых педагогов к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

Основные направления и содержание методического сопровождения молодого специалиста.

Информационно-консультативное направление.

1. Ознакомление с законодательными актами, инструкциями.

2. Проведение инструктажа по оформлению классного журнала, электронного журнала.

3. Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования по предмету.

4. Ознакомление с едиными требованиями к ведению тетрадей, системы оценивания письменных работ обучающихся.

2

Учебно-методическое направление.

1. Выявление педагогического потенциала и педагогических трудностей молодого специалиста.

2. Методическая помощь педагогу в организации образовательного процесса по основным темам учебных предметов.

3. Общие вопросы методики проведения внеурочных мероприятий по предмету с учащимися.

4. Самообразование как источник индивидуального роста педагога.

3

Планирование и организация воспитательной работы.

1. Планирование воспитательной работы на год.

Особенности составления плана воспитательной работы.

2. Консультирование по частным вопросам проведения внеклассных мероприятий.

3. Методика проведения родительских собраний. , формы и методы работы с родителями.

4

Диагностическое направление.

1. Способы и формы оценивания предметных, метапредметных результатов и личностных достижений обучающихся.

2. Общие вопросы по составлению контрольно-измерительных материалов.

5.

Сопровождение учителя по подготовке к повышению квалификации и конкурсном движении.

1. Общие положения портфолио педагога.

2. Рекомендации по оформлению портфолио педагога. Структура, содержание и порядок ведения портфолио.

3. Оценивание материалов портфолио.

4. Знакомство с условиями аттестации на 1 квалификационную категорию.

Формы работы:

-наставничество -мастер-класс -взаимопосещение уроков

-самообразование -анализ уроков -инструктаж

-анкетирование -тренинги -собеседование

План работы с молодым специалистом

Учебно-методическое направление

Планирование и организация внеурочной деятельности и воспитательной работы.

Диагностическое направление.

Сопровождение учителя в подготовке к повышению квалификации и конкурсном движении.

1.Изучение норм.– правовой базы школы (должност. инстр-я учителя, календарный учебный график, учебный план, ООП НОО, план работы школы на 2016-2017 уч. год, документы строгой отчетности).

2. Изучение ФГОС НОО, рабочих программ по предметам, календарно-тематич. планирования, знакомство с УМК «Школа России». 3.Консультация «Ведение школьной документации (журнал, личные дела учащихся, тетради, дневники)»

1. Составление календарно-тематического планирования по предметам.

2. Практикум “Триединая цель урока и его конечный результат”.

3. Оказание помощи в разработке поурочных планов.

1. Консультации по вопросу возрастных особенностей младших школьников.

2. Практическое занятие: «Организация работы с родителями. Тематика родительских собраний. Беседа с родителями».

сентябрь

1. Диагностика профессиональных затруднений молодого специалиста, диагностика пробелов в теоретических знаниях (анкетирование).

2. Изучение документации по организации внеурочной и воспитательной деятельности.

1.Посещение уроков, оказание методической помощи.

2.Проведение уроков, мастер-классов наставником для молодого специалиста.

3.Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию.

4.Практикум «Требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы, виды, формы урока».

5.Практическое занятие: «Как работать с ученически­ми тетрадями».

1.Составление плана внеурочной деятельности и воспитательной работы в классе.

1.Практикум: «Обучение составлению отчетности по окончанию четверти»

2.Изучение положения о текущем и итоговом контроле над знаниями учащихся.

октябрь

Консультация: «Современный урок и его организация. Использование современных педагогических технологий».

1.Посещение уроков, оказание методической помощи.

2.Проведение уроков, мастер-классов наставником для молодого специалиста.

1.Занятие: «Методика проведения классного часа, внеклассного мероприятия»

2. Совместная разработка планов-конспектов занятий по внеурочной деятельности, внеклассн. мероприятия.

Занятие: «Способы контроля учебных успехов учащихся (комплексные работы, портфолио). Виды диагностики результатов обученности». Совместная разработка макета портфолио ученика нач. школы.

ноябрь

Русский язык и литературное чтение в УМК «Школа России». Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС.

1.Посещение уроков, оказание методической помощи.

2.Проведение уроков, мастер-классов наставником для молодого специалиста.

Составление аналитических справок.

Изучение нормативных документов школы по ведению профессионального портфолио.

декабрь

Уроки математики в УМК «Школа России» Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС.

1.Посещение уроков, оказание методической помощи.

2.Проведение уроков, мастер-классов наставником для молодого специалиста.

Тренинг: «Учусь строить отношения; Анализ педагогических ситуаций; Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций»

Анализ портфолио наставника. Ознакомление с требованиями  и вариантами оформления проф. портфолио.

январь

Уроки окружающего мира в УМК «Школа России». Оказание помощи в подготовке и проведении уроков в соответствии с требованиями ФГОС.

Оказание помощи в подготовке и проведении открытого урока.

Организация индивидуальной беседы с родителями.

Открытый урок молодого специалиста

февраль

Беседа: «Индивидуальный подход в организации учебной деятельности»

1.Практикум «Формы и методы работы на уроке. Система опроса учащихся»

2.Практикум: «Домашнее задание: как, сколько, когда»

март

Консультация «Методы активизации познавательной деятельности учащихся»

Практикум: «Индивидуализация процесса обучения»

апрель

Анкетирование:

Оценка собственного квалификационного уровня молодым специалистом.

1.Помощь в выборе темы и организации выступления молодого специалиста на ШМО.

2.Внедрение молодым специалистом результатов деятельности по самообразованию в практику своей работы

Оказание помощи в составлении анализа воспитательной работы за год.

1. Выступление молодого специалиста на ШМО.

2.Методическая выставка достижений учителя.

май

Источник: https://infourok.ru/programma-metodicheskogo-soprovozhdeniya-molodogo-specialista-1623223.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.