Методы социальной реабилитации инвалидов

Карта технологии

Методы социальной реабилитации инвалидов

Название технологииСоциальная реабилитация
Характеристика технологии
АктуальностьОдной из важнейших задач социальной работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В ее решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин. Любой социальный субъект, независимо от степени сложности, в течение всей своей жизни неоднократно сталкивается с ситуациями, когда разрушается устоявшаяся и привычная для него модель жизнедеятельности, рвутся сложившиеся социальные связи и отношения и с разной степенью глубины меняется социальная среда его жизнедеятельности. В таких обстоятельствах субъекту необходимо не только привыкнуть, адаптироваться к новым условиям существования,   но и вернуть утраченные социальные позиции, восстановить физические, эмоциональные и психологические ресурсы, а также важные и значимые для субъекта социальные связи и отношения. Иначе говоря, необходимым условием успешной и эффективной социальной поддержки человека или группы являются восстановление их социально и личностно значимых качеств и характеристик и преодоление ситуации социальной и личностной недостаточности.Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и проведения социальной реабилитации субъекта
ЦельРесоциализация с восстановлением социального статуса личности, способностей к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, обеспечение социальной адаптации в условиях окружающей среды и обществе, достижение самостоятельности и материальной независимости
Задачи
  • содействие социально-бытовой адаптации получателя социальных услуг с последующим включением его в окружающую жизнь;
  • оказание помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения;
  • развитие коммуникативных навыков
Целевая аудиторияГруппы людей, отдельные категории населения, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе семьи, оказавшиеся в кризисной ситуации; несовершеннолетние граждане; дети-инвалиды и их родители; дети-сироты; взрослые инвалиды; люди пожилого возраста; подростки с девиантным поведением; бездомные; беженцы; мигранты; женщины и дети, подвергшиеся насилию; несовершеннолетние матери и т.д.
Участвующие субъектыСпециалисты организаций социального обслуживания населения: социальные педагоги, реабилитологи, психологи. В рамках межведомственного взаимодействия привлекаются учреждения    и организации системы профилактики: КДНиЗП, ОДН МВД, органы опеки и попечительства, учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта и др.
Краткое содержаниеСоциальная реабилитация – это система форм, методов и средств восстановления индивидом утраченных или не приобретенных в процессе социализации функций, отношений и ролей социального функционирования.Виды социальной реабилитации:

  1. Социально-медицинская – включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведению домашнего хозяйства.
  2. Социально-психологическая – предназначена для повышения уровня психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.
  3. Социально-педагогическая – направлена на решение таких задач, как преодоление состояния «педагогической запущенности» (дополнительные или индивидуальные занятия, организация специализированных классов), организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования (организация образовательного процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.). При этом предполагается определенная работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также соответствующих методик и программ.
  4. Профессиональная и трудовая – позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и впоследствии трудоустроить его, приспособив режим и условия труда к новым нуждам и возможностям.
  5. Социально-средовая – направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни
Механизм реализации (формы и методы)Процесс реабилитации включает в себя пять взаимосвязанных этапов:

  1. Диагностико-прогностический (определение исходного реабилитационного потенциала, диагностика состояния, составление индивидуальной комплексной программы реабилитации).
  2. Этап выбора (разработки) оптимальных технологий, форм и методов работы.
  3. Этап непосредственной подготовки к реализации выбранных способов реабилитационной работы.
  4. Реализационный (реализация комплексных проблем реабилитации, коррекции, научно-методического контроля).
  5. Экспертно-оценочный (систематизация, обобщение и контроль результатов реабилитации).

Способы реабилитационного воздействия:

  1. Привитие или восстановление утраченных навыков – включает организацию жизни и быта реабилитационной группы, четкое выполнение распорядка дня, целенаправленную организацию досуга и продуктивной деятельности, культурно-массовых мероприятий. В основе лежит привитие и закрепление социально значимых навыков, умений, форм поведения, формирование нравственных основ личности, эстетическое воспитание.
  2. Терапия средой. Воздействие на человека всей совокупности условий его существования (в семье, лечебном учреждении, учреждении образования, на улице), в которые он вынужден включаться для реализации целей реабилитации. Терапия средой может выступить в форме организации направленного образа жизни, целью которого является формирование санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, вовлечение получателей социальных услуг в общественно полезную деятельность, активация их деятельности, интересов, побуждений и потребностей. Смысл терапии средой заключается в том, чтобы она стимулировала социальные связи, позволяя воспроизводить реальные межличностные отношения в среде получателей социальных услуг, способствовала частичному восстановлению и частичной активации коммуникативных способностей.
  3. Терапия занятостью – метод восстановления утраченных функций при помощи разнообразных видов деятельности не обязательно профессионального характера, при которых реализуются индивидуальные интересы и склонности получателя социальных услуг.
  4. Специфика данного направления терапии состоит не в конкретных видах деятельности, а в том, чтобы независимо от видов деятельности получатель социальных услуг был бы им занят непрерывно – каждый данный момент времени, чтобы и он сам, и его семья имели бы четкий план действия по возможности на более длительный срок. В настоящее время выделяют следующие типы занятости: трудовая, общественная, досуговая, общение и самообслуживание.
  5. Психологическое приспособление к новым условиям жизни. Психотерапия осуществляется в трех основных формах: индивидуальное консультирование и индивидуальная психотерапия; групповая психотерапия и семейное консультирование и семейная психотерапия.

Формы и методы:     групповая форма: конкурсы, выставки, мастер-классы, клубные занятия, кружковая деятельность, экскурсии, беседы, тренинги, развивающие и психопрофилактические занятия и т.д.;индивидуальная форма: консультирование, диагностика, психотерапевтические мероприятия, развивающие занятия и т.д.

Результативность (критерии и показатели)Показатели эффективности реабилитационных мероприятий:

  1. Приобретение навыков самообслуживания.
  2. Расширение круга социальных интересов.
  3. Восстановление коммуникативных способностей, родственных контактов.
  4. Восстановление способности к труду и приобретение профессиональных знаний.
  5. Восстановление дееспособности лиц, проживающих в интернате.
  6. Восстановление профессиональной деятельности (у детей – способности к обучению).

Критерии эффективности социально-реабилитационной работы:

  1. Критерий результативности (характеризуется высокой заинтересованностью получателей социальных услуг в социально-реабилитационной работе).
  2. Критерий оптимальности (характеризуется максимальной эффективностью при наименьших физических, умственных и временных затратах со стороны получателей социальных услуг).
  3. Критерий мотивационной значимости (характеризуется созданием условий для повышения активности получателей социальных услуг).
  4. Критерий управляемости (характеризуется предрасположенностью получателей социальных услуг к различным видам социально-реабилитационной работы).
  5. Критерий системности (характеризуется системным использованием каждого из направлений социально-реабилитационной работы)
Ожидаемый результатВосстановление социального статуса, социальной позиции субъекта. Достижение субъектом определенного уровня социальной, материальной и духовной независимости. Повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности
Практика применения
  • комплексные центры социального обслуживания населения;
  • социально-оздоровительные центры для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. для инвалидов;
  • центры социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
  • центры социальной помощи семье и детям;
  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • дома-интернаты для граждан пожилого возраста и инвалидов, в т.ч. специальные;
  • психоневрологические интернаты, в т.ч. для детей;
  • геронтологические центры

Режим сайта:

Изображения:

Гарнитура шрифта:

Размер шрифта:

Межсимвольный интервал:

Межстрочный интервал:

версия для слабовидящих

Источник: http://rmc24.ru/social/library/map/rehabilitation

Социальная реабилитация инвалидов

Методы социальной реабилитации инвалидов

Замечание 1

Социальная реабилитация – сложный процесс взаимодействия личности с социальной средой, в результате чего формируются определенные качества человека как субъекта общественных отношений.

Одна из основных целей социальной реабилитации – приспособление человека к окружающей реальности, социальная адаптация, восстановление социального статуса, достижение материальной независимости, что является необходимым условием нормального функционирования общества.

Реабилитационный процесс инвалидов включает следующие этапы:

  • восстановительное лечение в стационаре;
  • реадаптация – приспособление к условиям существования в соответствии со степенью компенсации функции и уровнем восстановления;
  • возвращение к обычной жизнедеятельности.

Снижение числа инвалидов достигается рядом средств медицины: раннее выявление и диагностика, совершенствование средств профилактики, повышение качества сопровождения коррекционно-образовательного процесса, совершенствование реабилитационных мероприятий.

и объем социальной реабилитации инвалидов зависит от принципов деятельности субъектов реабилитации, общества, государство реализующих соответствующие социальные программы.

Социальные проблемы связаны с наличием или отсутствием специальных реабилитационных центров или спецшкол, специалистов-дефектологов в непосредственных местах проживания инвалидов.

Структура социальной реабилитации инвалидов

Социальная реабилитация инвалидов включает несколько направлений:

  1. Правовое направление. Включает законодательство о социальной помощи инвалидам.
  2. Социально-средовое направление.
  3. Психологическое направление. Реабилитация направлена на изживание психологического комплекса «калеки», на преодоление страха перед действительностью, укрепление, деятельной, личностной, активной позиции. Уровень индивидуально-психологического здоровья личности указывает на способность человека адекватные психологические способы осуществления своих стремлений.
  4. Образовательное направление. Включает процессы приобретения необходимого общего, специального или дополнительного образования. Образовательная и педагогическая реабилитации взаимосвязаны между собой. Доступность качественного образования – один из эффективнейших социальных ресурсов, гарантирующий необходимый социальный старт, дальнейшее развитие и полноценное существование.
  5. Социокультурное направление. Удовлетворяет потребность в получении социально-культурных услуг, информации, доступных видов спорта и творческой деятельности. Данное направление включает спортивную реабилитацию. Занятия спортом, участие в соревнования, помимо общего оздоравливающего эффекта, повышают степень координации двигательных актов, воспитывают командные навыки и развивают общение.

Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность – один из способов вовлечения лиц с ограниченными возможностями в активную профессиональную и социальную жизнь, создание благоприятных условий для социальной и психологической реабилитации.

Приоритетным направлением в системе социально-педагогической реабилитации инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата является применение психологического подхода.

Реабилитационную среду для инвалидов формируют возможности широкого общения, положительные эмоции, дух состязания, расширение социального опыта.

Социально-средовая реабилитация инвалидов

Социально-средовая реабилитация инвалидов включает комплекс мер, направленных на формирование и обеспечение условий социальной адаптации инвалидов, формирование или восстановление утраченных общественных связей, социального статуса.

Социально-средовая реабилитация реализуется в следующих направлениях: адаптация к окружающей среде, формирование и развитие навыков, обеспечивающих умение самообслуживания; приспособление окружающей среды к нуждам и потребностям инвалидов, социального пространства и инфраструктуры к потребностям инвалидов (обеспечение протезно-ортопедической помощью, средствами передвижения, техническими средствами).

Замечание 2

Важным фактором, повышающем дееспособность лиц с ограниченными возможностями, является создание условий для независимого и нормального быта, самообслуживания.

Максимальное уменьшение или полное устранение неудобств, с которыми сталкиваются инвалиды – основная задача, решение которой помогает реализации принципа интеграции лиц с ограниченными возможностями в социум.

В настоящее время перед инвалидами стоит проблема создания безбарьерной среды, так как наблюдаются условия, существенно ограничивающие передвижение инвалидов во внешнем пространстве. Эти ограничения вызваны несоответствием сооружений и общественных зданий инвалидам, отсутствием технических приспособлений на улице и в транспорте.

Имеющиеся барьеры в городском пространстве можно уменьшить только тогда, когда потребности инвалидов, чувственные критерии удастся сделать открытыми и представить предельно ясно.

В целях создания оптимального пространства можно использовать технологию проектной экспертизы, осуществляющую анализ строительных проектов с позиций открытости и доступности для инвалидов.

Успех создания безбарьерной среды зависит от организации обмена мнением и информацией между организациями инвалидов и персоналом, проектных, строительных учреждений, руководства города; достаточного обеспечения проектов реконструкции и строительства; наличия законодательных актов, регулирующих вопросы организации доступной среды.

Социально-средовая реабилитация инвалидов включает обеспечение трудовой занятости вследствие проведения ряда мероприятий, повышающих конкурентоспособность инвалидов на рынке труда:

  • реализация льготной кредитно-финансовой политики относительно предприятий, на которых используется труд инвалидов; организаций, учреждений, предприятий, общественных объединений инвалидов;
  • резервирование рабочих мест по специальностям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • установление квоты для приема инвалидов на работу, минимального количества специальных рабочих мест для них;
  • стимулирования создания дополнительных рабочих мест предприятиями, организациями и учреждениями для трудоустройства инвалидов;
  • организация условий труда для инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации;
  • организация обучения новым специальностям, переподготовки и повышения квалификации инвалидов;
  • создание условий для предпринимательской деятельности.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_reabilitaciyatehnologii_i_metody/socialnaya_reabilitaciya_invalidov/

Лекция № Социальная реабилитация

Методы социальной реабилитации инвалидов

Социальная реабилитация– комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидов общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменением социального статуса (по­жилые люди, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные), девиантным поведением лично­сти (несовершенно летние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, освободившиеся из мест заключения).

Социальная реабилитация– комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.

Цель социальной реабилитации– восстановление социального статуса личности, обеспече­ние социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.

Однако социальная реабилитация не должна быть направлена на то, чтобы сформировать иж­дивенца, довольствующегося социальным статусом получателя пособия.

Весь комплекс мероприя­тий социальной реабилитации направлен на восстановление и развитие активного социального субъ­екта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации, саморазвитию.

Люди с нару­шенными функциями являются не только объектом реабилитационного процесса, они должны быть полноправными участниками этой деятельности, субъектом социальной реабилитации.

социальной реабилитациирассматривается как процесс и система медицин­ских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на

устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Сущность реабилитации– не только (или не столько) восстановление здоровья, сколько восстановление или создание возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения располагает инвалид.

Таким образом, инвалидность трактуется как проблема не столько медицинская, сколько социальная. Цель общества – максимально полно обеспечить для всех людей, с их специфическими, в том числе ограниченными, возможностями со­циальное функционирование и развитие.

Люди социального личностного потенциала добиваются этого самостоятельно. Более слабые индивиды в процессе развития компенсируют уязвимые сторо­ны своей личности, нуждаясь иногда в помощи специалистов по реабилитации или социальной ра­боте.

Реабилитация направлена на то, чтобы помочь инвалиду не только приспособиться к окру­жающей его среде, но и оказывать воздействие на его непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчит его интеграцию в общество.

Основные принципы социальной реабилитации:

как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий;

непрерывность и поэтапность их проведения;

системность и комплексность;

индивидуальный подход:

доступность и преимущественная бесплатность для наиболее нуждающихся. Непрерывностьпредполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности единого процесса реализации различных реабилитационных мероприятий. В противном случае про­исходит резкое снижение их эффективности.

Последовательностьв проведении реабилитации диктуется особенностями течения заболе­вания инвалида, возможностями его социально-средового окружения, организационными аспектами реабилитационного процесса.

Преемственностьэтапов реабилитации заключается в учете конечной цели последующего этапа при проведении мероприятий предыдущего. В основном различают следующие этапы реаби­литации: экспертная диагностика и прогнозирование, формирование и реализация индивидуальной программы реабилитации, динамический контроль за отдельными результатами реабилитации.

Комплексностьреабилитационного процесса означает необходимость учета на всех его эта­пах многочисленных аспектов реабилитации: медицинских, психофизиологических, профессиональ­ных, санитарно-гигиенических, социально-средовых, правовых, учебно-производственных.

Индивидуальностьреабилитации означает необходимость учета конкретных условий воз­никновения, развития и возможностей исхода инвалидности у данного индивидуума.

Уровни социально-реабилитационной деятельности:медико-социальный; профессионально-трудовой; социально-психологический; социально-ролевой; социально-бытовой; социально-правовой; Направления реабилитационной деятельности:

социальная реабилитация инвалидов и детей с ограниченными возможностями; военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах; реабилитация лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и т.д. I. Реабилитация инвалидов.Основные виды реабилитации инвалидов:

1 Медицинская реабилитация – представляет собой комплекс мер, направленных на восста­новление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных ор­ганов, приостановление прогрессирования заболеваний.

Это такие меры как восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, протезирова­ние и ортезирование, физиотерапия, лечебная физкультура, грязелечение, психотерапия. Медицин­ская реабилитация инвалида должна осуществляться пожизненно, т.к.

для предотвращения негатив­ной динамики состояния индивида необходимы меры его медицинской поддержки и оздоровления.

2 Психологическая реабилитация направлена на преодоление страха перед действительно­стью, изживание социально-психологического комплекса “калеки”, укрепление активной, деятель-

ной личностной позиции. Психологическая реабилитация позволяет инвалиду успешно адаптиро­ваться в окружающей среде и в обществе в целом.

Основные методы психологической реабилитации:психологическая консультация; психологический тренинг;

психокоррекция и психотерапия;

психодиагностика;

Психодиагностика– определение особенностей актуального психологического состояния и потенциальных возможностей психического развития индивида.

Психологическая консультация– это ориентация детей и их родителей в широком круге проблем подготовки к труду, взаимоотношений, общения и т.д., позволяющая конструктивно разре­шать всевозможные психологические коллизии, препятствующие самореализации и развитию лич­ности.

Психотерапия– это комплексное лечение психических, нервных и психосоматических рас­стройств, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности. Направления психотерапии: рацио­нальная психотерапия, гештальттерапия, гипнотерапия, трудотерапия, арттерапия, эстетотерапия, семейная терапия.

Психокоррекция– это коррекция отдельных свойств личности и характера в целях усвоения оптимальных способов различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, учебной, про­фессиональной) для возможности успешной и эффективной самореализации в различных социаль­ных условиях.

Психологический тренинг– это целенаправленное восстановление, развитие, формирование отдельных психологических функций, умений, навыков и качеств личности, утраченных или “ослаб­ленных” в силу заболевания или особенностей воспитания, несформированность которых препятст­вует самореализации личности.

Виды тренингов:аутотренинг, тренинг отдельных интеллектуальных и моторных функций, коммуникативный, игровой и т.д.

Схема психологической реабилитации:

1)оценка психологического реабилитационного потенциала;

2) оценка условий и определение организационных особенностей проведения реабилитацион­ных мероприятий (Например, условия поликлиники или стационара, необходимость исполь­зования технических средств…);

3) определение целевых установок и задач психологической реабилитации;

4) определение средств и методов реабилитации;

5) составление плана проведения реабилитационных мероприятий с указанием срока и места их реализации, а также используемых при этом методик и методических приемов;

6) оценка эффективности реабилитационных мероприятий и проведение ее итогов.

3 Педагогическая реабилитация включает в себя мероприятия воспитательного и обучающего характера в отношении несовершеннолетних инвалидов, направленные на то, чтобы больной ребе­ нок овладел по возможности знаниями, умениями и навыками самоконтроля и осознанного повиде- ния, самообслуживания, получил необходимый уровень общего или дополнительного школьного

образования.

Цель этой деятельности – выработка у ребенка уверенности в собственных возможностях, создание установки на активную самостоятельную жизнь.

В ее рамках осуществляется также профессиональная диагностика и профессиональная ори­ентация несовершеннолетнего инвалида, обучение его соответствующим трудовым навыкам и уме­ниям.

4 Социально-средовая реабилитация – это комплекс мер, направленных на создание опти­ мальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального стату­

са и утраченных общественных связей.

Инвалид может оказаться зависимым от посторонней помощи в самых повседневных, про­стых, интимных потребностей. Поэтому должны проводиться 2 параллельных процесса:

1) организация жилища, среды обитания инвалида соответствующими приспособлениями, которые обеспечат ему относительно самостоятельное выполнение бытовых функций, осуществление санитарно-гигиенических мероприятий;

2) обучение инвалида пользованию этими приспособлениями.

Инвалидам с интеллектуальными и психологическими ограничениями, проживающим само­стоятельно, должны создаваться условия, исключающие причинение или вреда собственной лично­сти или другим людям.

Система достаточно информативных пиктограмм может подсказать или по­рядок действий и способ их совершения.

Такая категория нуждается, кроме того, в патронажной по­мощи социального работника в силу ограниченной способности осознавать и планировать свою жизнь.

За пределами собственной квартиры инвалид также может столкнуться со множеством огра­ничений. Входы в общественные дома и жилые здания должны быть снабжены пандусами, а лифты – иметь достаточное пространство.

Особые требования предъявляться к оборудованию среды для слабовидящих и слепых: перекрестки снабжаются рельефным покрытием, звуковыми сигналами, до­рожными знаками, указывающими на частичную возможность появления лиц, лишенных зрения.

5 Социально-трудовая адаптация инвалидов включает в себя приспособление производст­венной среды к нуждам и потребностям инвалида, адаптацию инвалида к требованиям производства.

Подход к месту работы и сами рабочие места инвалидов нуждаются в специальной организации или переоборудовании; вспомогательные помещения (пункт питания, гардероб, туалет) должны быть ор­ганизованны так, чтобы ими смогли воспользоваться лица с различными видами патологий.

6 Профессионально-трудовая реабилитация – это система гарантированных государством мероприятий по профессиональной ориентации. Профессиональному обучению и трудовому уст­ройству инвалидов в соответствии с их здоровьем, квалификацией и личными склонностями.

4

Одним из направлений является обучение и переобучение инвалидов, предоставление им в процессе переподготовки новой профессии или специальности, обучение навыкам работы по преж­ней специальности в условиях утраты ряда возможностей или функций.

Профориентация и проф. обучение инвалидов строится на основе углубленной профессио­нальной диагностики их в процессе взросления (для детей – инвалидов) или после завершения меди­цинской реабилитации (для взрослых инвалидов). Разрабатываются показания к тем профессиям, которыми могут заниматься инвалиды.

Под проф. ориентацией понимается комплекс научно-обоснованных социально-экономических, социально-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на формиро­вание профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным возможностям, особенностям каждой личности и запросам общества.

Основными причинами, затрудняющими профессиональное самоопределение являются: искажение представления о собственных возможностях, завышенная или заниженная са­мооценка;

недостаточная и искаженная информированность о различных профессиях, условиях тру­да; несформированность общесоциальных мотивов к трудовой деятельности.

7 Образовательная реабилитация инвалидов – сложный комплекс, который включает в себя процесс получения процесс получения инвалидами необходимого общего образования, при необхо­димости различных уровней и видов специального или дошкольного образования.

Блокада доступа к современному и качественному образованию для лиц с ОВ практически перекрывает для них потен­циал социального развития, перспективы материальной самообеспеченности, достойной карьеры, высшего социального статуса.

Поэтому образовательная реабилитация является путем и средством восстановления и повышения социального статуса индивида с расстройством тех или иных функций.

8 Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельно­сти, т.к. удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в информации, в получении соци­ально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого мате­риального вознаграждения.

Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приоб­щая людей к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку.

8 качестве элемента социокультурной реабилитации можно рассматривать спортивную реа­билитациюинвалидов. Только общего оздоравливающего воздействия, занятие спортом и участие в специальныз соревнованиях для инвалидов повышают степень координации движений, развивают общение, воспитывают командные навыки.

9 Коммуникативная реабилитация нацелена на восстановление социальных взаимодействий инвалида, укрепление его социальной сети. В рамках этой деятельности происходит обучение инва­лида навыка общения в новых для него условиях нарушения ряда функций. Воспитывается потреб­ность в личностных коммуникациях, которая может быть нарушена в период посттравматического

стресса или болезни. Полезными являются тренинги коммуникативных умений, которые проводятся с инвалидом с целью формирования у него социальных навыков.

Службы социальной защиты насе­ления должны прилагать усилия для создания организационных условий и инфраструктуры комму­никации: открывать отделение дневного пребывания в центрах социального обслуживания, клубы инвалидов, места встреч и общения в микрорайонах.



Источник: https://infopedia.su/16x12b67.html

Методы социальной реабилитации

Методы социальной реабилитации инвалидов

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Современная классификация методовсоциальной реабилитации лиц с ОВЗ весьма разнообразна и зависит от признаков, положенных в ее основу. Наиболее распространенные из них – по степени общности, по сфере применения, по содержанию и характеру деятельности.

Интегративный характер теории и практики социальной реабилитации выдвигает на первое место классификацию по степени общности, что обосновывает три группы методов: всеобщие (философские), общенаучные, частные социальные.

Философский метод представляется как единство мировоззренческой и методологической позиции субъекта в различных видах социальной практики, вбирая в себя богатство как общенаучных, так и частных методов.

Общенаучные методы широко применяются в различных областях теории и практики, определяя не всеобщий путь познания, а лишь некоторые их аспекты. Сюда относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование, прогнозирование.

Частные специальные методы отражают специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, к одной из которых относится социально-реабилитационная работа.

Основой классификации методов социальной реабилитации является мотивационная характеристика способов воздействия на состояние и поведение ребенка или группы детей. Для достижения целей социальной реабилитации необходимо одновременное использование различных по своей направленности способов воздействия педагога на ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семью.

Выделяются три категории основных методов социально-реабилитационной работы: социально-экономические, организационно-распорядительные, психолого-педагогические.

Группа социально-экономических методов вбирает в себя те способы, с помощью которых специалисты оказывают воздействие на материальные и моральные, семейные и личностные социальные интересы и потребности инвалидов.

Сюда входит разработка социальной политики в отношении семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, открытие реабилитационных центров, предпрофессиональная подготовка и профессиональная ориентация подростков-инвалидов, квотирование рабочих мест и многое другое.

Организационно-распорядительные методы лежат в основе управленческого воздействия организованной структуры медико-социальных и психолого-педагогических служб и отдельных специалистов. Эта группа методов базируется на длительном закреплении организационных связей в системе социально-педагогической работы и играет важную стабилизирующую роль в социальных отношениях.

Группа психолого-педагогических методов характеризуется прямым воздействием и влиянием на человека с ограниченными возможностями здоровья через соответствующие механизмы социально-психологической и педагогической регуляции его характерологического состояния и поведения.

Механизм педагогической регуляции духовно-нравственного состояния и поведения личности или группы людей предполагает целенаправленное воздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов и норм поведения в конкретных социальных условиях и обстоятельствах (В.И. Жуков).

Метод убеждения является одним из главных методов развития духовного мира личности. В практике реабилитационной деятельности он реализуется через разъяснения, советы, рекомендации, положительные примеры.

Однако в реальной жизни, как показывает опыт работы, более действенными оказываются образцы активной жизненной позиции людей, сумевших встать выше своего недуга, достигнувших значительных высот в профессиональной деятельности.

Убедительным доказательством этого в отечественной практике явился уникальный эксперимент по реабилитации группы выпускников Загорского (Сергиев Посад) детского дома-интерната для слепоглухих детей: Сергея Сироткина, Юрия Лернера, Александра Суворова, Натальи Корнеевой. Огромное значение на результаты многолетнего эксперимента, начатого И.А.

Соколянским и продолженного его учеником и последователем А.И. Мещеряковым, оказали семья и окружение, которые помогли сформировать социально значимые цели, связанные с получением высшего образования и расширением социального опыта этих молодых людей, достигших впоследствии мировой известности.

Категории психолого-педагогических методов можно разбить на три основные группы: теоретические, эмпирические и математические.

Теоретические методы позволяют заглянуть в сущность изучаемых явлений, обнаружить внутренние связи и закономерности, в единичном увидеть общее и особенное.

– Метод изучения документации представляется одним из обязательных при определении реабилитационного потенциала «особого» ребенка.

В первую очередь он касается медицинских документов, поскольку любая аномалия детского организма требует своего свидетельствования, которое фиксируется документально.

Сюда же входит составление индивидуальной программы реабилитации каждого ребенка, изучение законодательных документов по проблеме инвалидности, анализ федеральной программы «Дети-инвалиды» и другие материалы.

– Метод изучения публикаций и литературных источников позволяет использовать статистические данные для сравнения динамики выявленных тенденций в течение определенного времени. Таким образом, можно определить эволюцию общества и государства по отношению к лицам с ограниченными возможностями, а также принять на вооружение положительный зарубежный опыт решения сходных проблем.

– Метод теоретического анализа и синтеза играет важную роль в обработке и осмыслении полученного материала.

Например, тот же выявленный зарубежный опыт не может быть однозначно перенесен в Россию, а требует адаптации его к новым условиям.

Этот метод лежит в основе прогноза, проектирования и моделирования, который, начиная с 70-х годов XX века, все активнее используется в теоретических исследованиях (В.Л. Рубин, Н.В. Завалишин, Н.Н. Нечаев, Б.К. Власов, Е.С. Заир-Бек и др.)

Теоретические методы, как правило, дают возможность раскрытия качественных характеристик объекта или исследуемой проблемы. Однако результативность протекания того или иного социального процесса в количественном отношении обеспечивают эмпирические методы. Между ними существует тесная взаимосвязь и взаимопроникновение, что и обеспечивает полноту требуемого анализа.

Группа эмпирических методов характеризуется косвенным воздействием на человека с ОВЗ через механизм социальной реабилитации, охватывающий совершенствование социальной деятельности в разных областях.

Процесс социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями предусматривает осуществление не только медико-социальных, но и целенаправленных психолого-педагогических воздействий.

Только в случае умелого руководства педагогическим процессом можно достигнуть желаемых результатов в достижении поставленной цели.

Методы воспитания являются главной составной частью всей реабилитационной системы, посредством которых обеспечивается квалифицированное психолого-педагогическое воздействие на личность ребенка в динамике реабилитационного процесса.

Разнообразие методов воспитания помогает осуществить комплексное воздействие на ребенка-инвалида и его семью.

Сюда входят различные методы, которые позволяют судить не только об изменении характера межсемейных и (или) межличностных отношений, но и конкретных приобретениях ребенка, полученных им впервые в области самообслуживания, двигательной активности, развития психических функций.

В числе этих методов принято выделять: убеждение, поощрение, стимулирование, положительный пример и т.д. В зависимости от возраста и психофизических особенностей ребенка доминирующим может быть тот или иной метод, который на это время становится главным в работе педагога.

Метод приобщения и стимулирования интереса применяется для создания установки и стремления к участию в определенной деятельности. Личность оказывается вовлеченной в воспитательный процесс, что стимулирует психологические импульсы, которые проектируются комплексно в ее характеристике.

При этом методе воспитание находится на эмоционально-рациональном уровне, и главный результат этого уровня – возникновение установки на определенную деятельность и связанные с ней цели.

В аспекте исследуемой проблемы этот метод должен вызвать у ребенка установку на необходимость выполнения определенных действий и видов деятельности, в которых он может раскрыться с неожиданной, новой для себя и окружающих стороны.

Нередко толчком к такому «последствию» может стать проведение диагностического обследования, изучение его познавательных способностей и интересов. Именно такой «старт» как своевременная диагностика и составление на ее основе программы индивидуальной реабилитации детей-инвалидов дают положительный результат в нашей практической работе.

Метод репродуцирования обеспечивает реальное осуществление воспитывающей деятельности, организованной специалистом на том же уровне в других условиях. Посредством этого метода специальный психолог, педагог помогает ребенку приобретать навыки, основной минимум знаний и умений, накапливать личный опыт для будущей самостоятельной деятельности.

Метод закрепления и совершенствования воздействует на дальнейшее формирование у воспитанника необходимых качеств. С его помощью активизируются самостоятельные усилия детей, стимулируется самоорганизация. Главным результатом этого метода должно стать дальнейшее обогащение и совершенствование личностных качеств воспитанников.

Метод содействия и творчества доводит развитие воспитательного процесса до самого высокого уровня – осознанности и самоконтроля.

Для детей с нарушениями в развитии достижение этого уровня отмечается не всегда, поскольку их развитие ограниченно тяжестью дефекта и реабилитационным потенциалом.

Однако посредством использования этого метода можно достичь максимальных результатов социальной реабилитации, что находит отражение в овладении ими качественно новым содержанием деятельности.

К методам сбора информации относятся: анкетирование, интервью, наблюдение, беседа; анализ продуктов деятельности; фото- и видеосъемка, звукозапись; тестирование, библиографический метод, метод социометрии и др.

Все формы биографического метода с разной степенью глубины и обобщенности позволяют выявить специфику жизненного опыта человека, характер реализации его жизненных сил в процессе совместной жизнедеятельности с другими людьми. Ведение дневников родителями и специалистами позволяют выявить «кризисные точки» в семьях, воспитывающих детей-инвалидов.

Это может способствовать своевременной корректировке их деятельности, определению новых задач в работе с конкретными семьями для снятия выявленного напряжения.

Анализ продуктов деятельности не только дает представление об уровне сформированности психических функций, состоянии интеллекта, эмоционально-волевой сферы и локомоций, но и используется для оценки промежуточных и конечных результатов.

Анализ поступков, характеризующий жизненные установки, ориентиры, а также способы их достижения, используется для оценки эффективности процесса социальной реабилитации детей-инвалидов, что выражается в приобретении ими навыков самообслуживания, общения, развитии двигательной активности и познавательной деятельности.

Групповой эксперимент представляет собой метод изучения, используемый для активного вмешательства специалиста в социально-психологические явления, характерные для группы детей, он проводится в заданных параметрах и вариантных условиях. Однако на практике чаще всего используется естественный эксперимент, который дает богатый материал для анализа на основе естественного поведения его участников.

Метод социально-педагогического моделирования позволяет достичь значительных результатов в исследовательском поиске. Этот метод является как бы «сквозным» на всех этапах исследовательского процесса, позволяет наиболее эффективно соединять теорию и практику социально-реабилитационной работы, находить новые грани взаимодействия.

Методы обработки полученной информации позволяют формализовать, систематизировать, классифицировать собранный на всех этапах исследования материал, выявить степень его надежности и достоверности.

Чаще других используются методы математической статистики, корреляционный и факторный анализ, который дают новый фактический материал, выраженный в количественной форме.

В зависимости от целей и задач обработки используются аналитический метод (устанавливает взаимосвязи между изученными явлениями и многообразие их взаимосвязей в точном исчислении); типологический метод (используется тогда, когда требуется разделить полученный фактический материал на качественно однородные единицы); вариационный метод (характеризуется статическое развитие); корреляционный метод (определяет тесноту связи между отдельными величинами с помощью различных коэффициентов).

Эмпирический и теоретический уровни исследования тесно связаны и часто взаимопроникают друг в друга. Поэтому в ряде случаев представленная поуровневая систематика оказывается условной, что еще раз свидетельствует об интегративном характере социальной реабилитации (схема 5).

Схема 5.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 4455 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/9-28633.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.