Миллион учителям в сельской местности

Содержание

Как получить миллион рублей по программе «Земский учитель»

Миллион учителям в сельской местности

20:50   19 ноября 2020

«Земский учитель» — это программа поддержки сельских учителей, которая начала работать с начала 2020 года.

Суть ее состоит в том, что педагогам за переезд в сельскую местность и трудоустройство там полагается 1 миллион рублей, а в Дальневосточном федеральном округе — 2 миллиона.

С этих денег не нужно платить налоги, а потратить их можно на любые цели. В статье разбираем, какие условия действуют на федеральном и региональном уровнях, где можно ознакомиться с полным списком вакансий и как еще поддерживают сельских учителей.

Фото pixabay.com

За почти год реализации проекта сформировалась определенная картина о том, насколько эффективно он работает. Надо сказать, что отзывы о программе «Земский учитель» довольно противоречивые.

С одной стороны, для педагогов по призванию, которые искренне живут своей профессией и готовы «поднимать целину», это хорошее поощрение, особенно вкупе с различными местными мерами поддержки.

С другой стороны, недостаточно развитая инфраструктура, как в культурной, так и в бытовой сфере, отталкивает многих потенциальных участников программы. Иными словами, к проблеме нехватки учителей в сельской местности важно подходить комплексно, одни только субсидии не решат ее глобально.

Условия программы в 2020 и 2021 году

Для участия в программе в первую очередь необходимо соответствовать базовым, общим для всех требованиям, которые действуют на территории России:

  • среднее профессиональное либо высшее педагогическое образование;
  • соответствие профстандартам и (или) квалификационным требованиям согласно квалификационным справочникам;
  • переезд для трудоустройства в сельскую местность или в населенный пункт численностью менее 50 тыс. человек;
  • работа по трудовому договору в течение 5 лет или более.

Если учитель уволится раньше (кроме исключительных ситуаций), то полученную от государства сумму он должен будет вернуть в полном объеме.

А вот дополнительные условия в разных регионах страны могут отличаться. К примеру, возраст претендента на момент подачи документов должен быть:

  • до 30 лет — в Краснодарском крае;
  • до 45 лет включительно — в Сахалинской области;
  • до 50 лет включительно — в Архангельской, Брянской, Омской областях, в республиках Башкортостан и Северная Осетия — Алания.

В остальных субъектах РФ либо указывается возраст до 55 лет (как включительно, так и нет), либо он вовсе не уточняется. А в Республике Крым данный критерий обозначили несколько иначе: стать участником программы можно не позднее, чем за 5 лет до наступления пенсионного возраста.

Кроме того, в региональных условиях могут оговариваться:

  • педагогический стаж — продолжительность или сам факт его наличия;
  • минимальное расстояние до места планируемого переезда от текущего места проживания;
  • объем учебной нагрузки в неделю за ставку зарплаты и другие.

Официальный сайт и вакансии

Узнать, как попасть в программу «Земский учитель» конкретного региона с учетом всех критериев отбора, можно на федеральном официальном сайте проекта zemteacher.edu.ru в разделе «Условия участия»:

На том же официальном портале есть раздел «Банк вакансий». Чтобы найти варианты, подходящие именно вам, в соответствующих полях укажите регион, муниципалитет и населенный пункт, в который предпочтителен переезд, и школу, в которую хотелось бы трудоустроиться. Помимо этого, можно выбрать учебный предмет — один или сразу несколько — и приемлемый объем учебной нагрузки.

Также можно не указывать конкретный населенный пункт, а задать желаемое расстояние от текущего местонахождения, если по какой-либо причине это важнее.

Можно заполнить все поля, если предпочтения сформированы четко, или же что-то одно: например, указать только предмет и посмотреть, какие есть варианты по расположению и по нагрузке. Однако сумма заработной платы в вакансиях на портале, к сожалению, нигде не указывается.

Это важный момент, поскольку в некоторых случаях миллион может не оправдать получение совсем небольшой зарплаты в течение 5 лет, но при этом необходимо учитывать и уровень цен в конкретной местности.

С точки зрения материальной составляющей одним из критериев для выбора как вакансии, так и региона будет наличие иных социальных программ для педагогических работников. Где-то можно получить «подъемные» выплаты помимо федерального миллиона, где-то помощь с переездом и (или) оплатой аренды жилья, а где-то даже предоставляют само жилье.

При таких условиях учитель будет более свободен в выборе, на какие цели ему потратить миллион. Ведь если получить квартиру или дом за счет бюджета, то вариант с их приобретением можно отбросить. В таком случае вакансия даже с низким заработком окажется выгоднее, чем более высокооплачиваемая, но без компенсации или предоставления жилья.

Например, в Амурской области для сельских педагогов действует сразу несколько мер поддержки: здесь можно рассчитывать на разовую выплату в сумме до 150 тысяч рублей и на получение жилья.

Кроме того, учителям сельской местности предоставляются льготы по оплате коммунальных услуг, а если работать в местности со сложными климатическими условиями, то компенсируют даже расходы на проезд к местам отдыха.

Источник: http://detskie-posobiya.molodaja-semja.ru/social/zemskij-uchitel-programma-2020-2021/

Льготы сельским учителям: трудовые, подъемные, жилищные, молодым учителям

Миллион учителям в сельской местности

В сельской местности работать тяжело, поэтому там наблюдается вечная нехватка кадров. Власти постоянно разрабатывают новые меры поддержки учителей, решивших поехать на работу в села и поселки городского типа. Рассмотрим шесть самых важных льгот, которыми они могут воспользоваться.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 333-05-49 Бесплатный звонок для всей России.

Трудовые льготы

Основные льготы учителям в сельской местности указаны в ст. 47 ФЗ «Об образовании»:

  1. Сокращенная продолжительность рабочего времени. Определяется Приказом Минобрнауки от 11.12.2014 №1601. Распространяется и на работающих в городах. 36 часов в неделю для профессорско-преподавательского состава, социальных педагогов, педагогов-психологов, организаторов. 30 часов в неделю – старшим воспитателям, 24 часа за ставку – концертмейстерам и музыкальным руководителям, 25 часов – воспитателям, работающим с детьми с ограниченными возможностями; 30 часов – воспитателям образовательных учреждений интернатного типа, инструкторам физкультуры; 18 часов за ставку – учителям в общеобразовательных учреждениях, заведениях дополнительного образования, преподавателям в области физкультуры и спорта.
  2. Ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск. Продолжительность определяется Постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 №466. Для работников общеобразовательных организаций – 56 календарных дней.
  3. Досрочное назначение страховой пенсии по возрасту при наличии стажа от 25 лет.
  4. Предоставление длительного отпуска без сохранения зарплаты на 1 год при стаже от 10 лет.
  5. Дополнительное профессиональное обучение не реже 1 раза в 3 года.
  6. Доплаты за классное руководство, организацию мероприятий, проверку домашних заданий.
  7. Доплата за вредные условия учителям химии.

Важно! Указанные льготы распространяются на сельских и городских учителей.

Льготы молодым учителям

Молодым специалистам, приехавшим в села для работы учителями, полагаются «подъемные» выплаты. Их размер определяется региональными властями с учетом положений Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642, утверждающего программу «Развитие образования».

Размер подъемных обычно составляет 1-2 оклада. Получить деньги можно при выполнении двух условий:

  • трудоустройство в течение трех месяцев с момента получения диплома;
  • заключение трудового договора на срок от трех лет.

Выплаты производятся только при переезде для работы в селах и ПГТ.

Подъемные выплаты на жилье

В январе 2020 года подписано Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2020 № 36. Согласно нему, учителя, переехавшие работать в местности с населением до 50 000 человек, смогут получить подъемные в увеличенном размере – 1 000 000 руб. При переезде на Дальний восток выплаты повышаются до 2 000 000 руб.

Деньги предоставляются участникам программы «Земский учитель» на строительство или покупку жилья, погашение ипотеки.

Узнать о свободных вакансиях для участия в программе можно на портале, организованном по инициативе Министерства просвещения. Вот основные условия:

Скриншот с портала https://zemteacher.edu.ru/.

Жилищные льготы

По закону учителя, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут получать жилые помещения по договорам социального найма вне очереди. Также льготы могут устанавливаться региональными властями.

Например, в Калининградской области предоставляются субсидии на погашение первоначального взноса по ипотеке – 20% от общей стоимости кредита.

В Московской области при поддержке АИЖК из бюджета погашается 100% задолженности, а заемщику остается только внести начисленные проценты.

В Санкт-Петербурге на основании Закона от 2005 года о целевой программе «Жилье работникам бюджетной сферы» можно приобрести недвижимость или выгодно погасить ипотеку с помощью государства.

Для большинства программ действуют следующие условия:

  • возраст учителя – до 35 лет;
  • минимальный стаж работы – 1 год;
  • признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Подробные требования зависят от региональных властей.

Льготы педагогам-пенсионерам

При выходе на пенсию учителя решаются части льгот, но обычно за ними остается право на получение компенсации по оплате коммунальных услуг. Здесь все зависит от законодательства регионов, в которых они зарегистрированы.

Чтобы воспользоваться компенсацией, нужно иметь минимум 10 лет стажа работы педагогом до назначения пенсии.

Льготы по ЖКУ учителям

На основании Постановления Правительства РФ 26 октября 2013 г. N 963 сельским учителям полагается ежемесячная компенсация на оплату коммунальных услуг и жилых помещений – 1 200 руб.

Выплаты назначаются при предоставлении трудового договора и паспорта с отметкой о регистрации, либо иного документа, подтверждающего фактическое проживание.

Льготы заслуженным учителям

Почетное звание «Заслуженный учитель» присваивается на основании Указа Президента РФ от 07.09.2010 N 1099 за личные заслуги в педагогической деятельности, подготовке победителей олимпиад разных уровней, переподготовке или подготовке преподавательского состава. Как правило, такой статус дается не ранее 20 лет от начала педагогической деятельности.

Власти регионов вправе самостоятельно определять, будут ли предоставляться льготы заслуженным учителям. В большинстве случаев им выплачивается надбавка в размере 15-20% от ставки.

Если после выхода на пенсию учитель получает звание «Ветеран труда», он вправе воспользоваться следующими льготами:

  • бесплатный проезд на общественном транспорте (выдаются талоны);
  • компенсация стоимости оплаты коммунальных услуг или топлива (для негазифицированных домов);
  • доплаты к пенсии.

Важно учитывать, что все выплаты и льготы для заслуженных учителей тоже определяются региональными властями. Узнать точный перечень можно в Соцзащите.

Заключение Эксперта

  1. Работающие в сельской местности учителя получают подъемные в размере нескольких окладов. При покупке жилья участники программы «Земский учитель» могут получить 1 000 000 руб. от государства.

  2. Педагогическим работникам из числа обычных учителей и руководящего состава полагаются льготы по оплате ЖКУ, внеочередное предоставление жилья по договору соцнайма.

Заслуженным учителям обычно делается доплата во время работы, после выхода на пенсию полагаются дополнительные привилегии, но все зависит от региона проживания.

Источник: https://SocPrav.ru/lgoty-selskim-uchitelyam

Социальная поддержка учителей: Земский учитель

Миллион учителям в сельской местности

Нехватка квалифицированных педагогических кадров в общеобразовательных учреждениях сельской местности и небольших городов с населением до 50 000 человек приобретает серьезные масштабы.

Многие учителя работают на 1,5 – 2 ставки, преподавая зачастую по несколько предметов. Катастрофическая ситуация приводит к резкому понижению качества школьного образования среди детей из мелких городов и сел.

При этом они имеют меньше шансов на поступление в ВУЗы посредством конкурса.

Руководство РФ предложило вариант решения проблемы, речь о котором и пойдет в статье. Как стать участником инициатив и когда начнет действовать проект – читайте далее.

Новая социальная программа «Земский учитель» в 2019 году: последние новости

Идею стимулирования переезда педагогов и учителей младших классов в населенные пункты с численностью жителей менее 50 тысяч человек предложил Президент РФ Владимир Путин во время выступления в рамках ежегодного традиционного обращения к депутатам Государственной Думы РФ 20 февраля 2019 года. Первые конкретные поручения для конкретизации предложения в рамках законопроекта РФ Путин дал Правительству уже через неделю после выступления. Суть поручения следующая:

  • предусмотреть возможность реализации программы «Земский учитель» начиная с 1 января 2020 года;
  • внести соответствующие изменения в законодательство РФ;
  • проанализировать пути выделения финансирования в размере 1 000 000 рублей на одного учителя.

Теперь более детально рассмотрим саму суть программы. Заработная плата учителя в малых городах не превышает 15 000 рублей.

В таких условиях работать в селе могут только местные жители и далеко не факт, что среди них найдется учитель истории, правоведения, математики либо другого предмета школьного цикла.

Приезжать и снимать жилье либо жить в предоставленном не обустроенном помещении мало кто из педагогов захочет.

Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 800 350 83 46 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!

Программа «Земский учитель» в 2019 году запущена не будет, так как еще не полностью разработаны базовые моменты и не выделено финансирование. Проект «Земский учитель» стартует с 1 января 2020 года.

Каждый педагог, решивший поменять работу в крупном городе на преподавательскую деятельность в сельской местности, получит 1 000 000 рублей по закону на:

Основные цели программы:

  • привлечение молодых специалистов на работу в сельскую местность;
  • стимулирование развития сел и маленьких городов;
  • обеспечение педагогов постоянным личным жильем, чтобы те оставались работать надолго;
  • повышение уровня образования среди школьников на периферии;
  • облегчение нагрузки педагогов, работающих в таких школах на данный момент.

Важно отметить, что молодые специалисты, только окончившие университет, получат дополнительные стимулирующие льготы:

  • компенсация стоимости переезда (проезд на транспорте, перевозка мебели и т.д.);
  • выплата заработной платы за период переезда;
  • получение дополнительных подъемных ежемесячно до 3 лет с момента трудоустройства. Сумма определяется каждым регионом самостоятельно;
  • получение льготной ипотеки вместо стимулирующей выплаты;
  • компенсация средств на приобретение учебников;
  • 50% скидка на проезд по населенному пункту и в пригородном транспорте.

Условия по программе «Земский учитель»

Хотя полноценное Положение еще не принято, условия по программе «Земский учитель» в 2019 году уже очерчены:

  • Максимальный возраст претендента — 35 лет (в некоторых особо кризисных регионах планка по возрасту поднята до 40 лет, то есть до какого возраста можно подавать заявки в том или ином регионе – лучше узнавать в управлении образования). Возрастные ограничения федеральной программы «Земский учитель» установлены с целью привлечения молодых специалистов после окончания учебного заведения, а также молодых педагогов с определенным опытом и наработками.
  • Наличие педагогической специальности.
  • Окончание учебного заведения (высшего или среднеспециального), которое имеет действительную аккредитацию, то есть соответствует всем требованиям Министерства образования РФ.
  • Минимальный педагогический стаж желателен.
  • Заключение контракта на 5-летний срок с руководителем школы. Это означает, что сотрудник обязуется отработать в заведении минимум 5 лет, а потом контракт может продлеваться на срок по договоренности. Норма правильная, так как государство не может тратить деньги на оплату приобретения жилья для гражданина, который покинет эту работу через год.
  • Обязательный переезд на постоянное место проживания в тот населенный пункт, где специалист планирует работать в школе.
  • Осуществление государственного контроля рационального использования бюджетных средств. Во-первых, в любой момент может быть проверка, а во-вторых — необходимо сохранять все чеки и ордера, так как ведется полный контроль за использованием буквально каждой копейки денежных средств.

Как стать участником программы «Земский учитель»

Выпускники педагогических ВУЗов уже сейчас интересуются как вступить в госпрограмму. Участники должны соответствовать критериям, указанным выше. Для регистрации и участия в программе необходимо:

  • Проверить себя на соответствие базовым требованиям.
  • Собрать четко оговоренный пакет документов для регистрации.
  • Подать требуемые бумаги в управление или министерство образования субъекта федерации, в который планируется переезд.
  • Пройти конкурс, который предусмотрен. Планируется, что на одну вакантную должность будет претендовать не менее, чем два педагога, поэтому каждому соискателю так просто получить должность не удастся.
  • Получить денежную компенсацию на карточный счет.

Предварительный список документов для участия в программе

По последним новостям на апрель 2019 года полноценный пакет документов чтобы участвовать именно в этой программе, не утвержден, но, как подчеркивают специалисты, он вряд ли будет отличаться от тех бумаг, что подают соискатели в рамках программы «Земский доктор».

Претенденты должны приготовить:

  • паспорт гражданина РФ;
  • ИНН;
  • копию диплома об образовании;
  • копию договора на 5 лет с общеобразовательной школой;
  • копию приказа о зачислении гражданина в штат сотрудников;
  • реквизиты карточного счета;
  • заявление (пишется на месте во избежание ошибок).

Окончательно официальный перечень документов планируется объявить к декабрю 2019 года.

Программа «Земский учитель» в 2020 году только начнет работать, а общий срок ее реализации будет зависеть от реальных потребностей регионов в педагогических кадрах и активности заполнения свободных вакансий.

Вам будут полезны следующие статьи:

Если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону:

Вы так же можете задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос прямо сейчас!

Источник: http://social-benefit.ru/chastnye-sluchai/socialnaya-podderzhka-uchitelej-zemskij-uchitel/

Программа «Земский учитель»

Миллион учителям в сельской местности

20 февраля 2019 года в ходе проведения ежегодного послания Федеральному собранию, В.В. Путин предложил запустить программу поддержки педагогов в небольших населенных пунктах. Проект получил название «Земский учитель».

Идею о разработке ранее озвучивала министр просвещения О. Васильева.

По аналогии с уже существующей программой «Земский доктор», за переезд в небольшие города и села, педагоги будут получать единовременную выплату в размере 1 млн. рублей «подъемных». Денежные средства предназначаются для покупки жилья, выплаты ипотеки или приобретения материалов для строительства дома.

Президент предложил запустить программу с начала 2020 года. И 27 февраля 2019 года поручил Правительству РФ внести соответствующие изменения в законодательстве.

Предпосылки введения программы

Результаты последних опросов показали, что на данный момент в селах и небольших городах наблюдается массовая нехватка педагогов. Многие преподаватели работают на 1,5-2 ставках не по специальности, в результате чего качество образования ухудшается. На данный момент сельским школам больше всего не хватает учителей иностранных языков, физики, математики и биологии.

Зачастую учителя, переезжая в сельскую местность, не могут позволить себе приобрести жилье, а квартира или дом предоставляется лишь на время. Многие преподаватели ездят в школу за несколько десятков километров от места своего проживания. При этом в большинстве российских регионов заработная плата учителей редко превышает 30 тыс. рублей.

Проблему с недостаточным количеством учителей в сельской местности Путин предложил решить тем же способом, которым решался вопрос с нехваткой работников в сфере здравоохранения — введением новой программы поддержки работников.

Программа «Земский учитель»: условия и документы на выплату миллиона рублей

Программа «Земский учитель» — это аналог уже существующей меры поддержки медицинских работников (врачей и фельдшеров) сельской местности — «Земский доктор». В ней смогут участвовать жители всех регионов России.

Выплата 1 миллиона рублей подъемных в рамках программы «Земский учитель» будет предоставляться предположительно на следующих условиях:

  • переезд в сельскую местность;
  • высшее профессиональное образование;
  • заключение договора с руководством школы минимум на 5 лет;
  • возраст до 55 лет.

Изначально предполагалось, что возраст участников программы не должен превышать 35 лет. Однако возрастной ценз в аналогичной программе для врачей увеличили до 50 лет, а так как «Земский учитель» анонсировали как ее аналог, то и возрастные рамки были пересмотрены.

Единовременная выплата в размере 1 млн рублей для учителей, переезжающих для работы в села и малые города, рассчитана на педагогов в возрасте до 55 лет, — разъяснили в Минпросвещения.

Другие требования к участникам программы еще обсуждаются. Первый зампреда Комитета по образованию и науке О.

Смолин считает, что при разработке условий программы нужно учесть все ошибки «Земского доктора».

Как показала практика, многие врачи после получения выплаты за переезд в сельскую местность, покупали квартиры в городе, отрабатывали установленное в договоре количество лет и возвращались обратно.

Новая программа должна не только привлекать в села учителей для работы, но и создать условия для того, чтобы они там оставались. Для достижения этой цели необходимо не только обеспечивать педагогов жильем, но и компенсировать им оплату коммунальных услуг, а также выплачивать достойную заработную плату.

До 2020 года в стране также продолжит действовать федеральная программа помощи молодым специалистам на селе, в рамках которой молодым преподавателям, переехавшим в деревню, предоставляется субсидия на улучшение жилищных условий. Также работники в сфере образования имеют право на получение прибавки к заработной плате в течение 3 лет. Программа также рассчитана на специалистов в возрасте до 35 лет.

Реализация программы

Министерство образования республики Дагестан решило в пилотном режиме запустить программу. Прием заявлений на получение 1 млн на приобретение или строительство жилья уже начался. По состоянию на 1 июля 2019 года, дефицит кадров в общеобразовательных организациях сельской местности Дагестана составляет 249 человек, причем заявление на участие в «Земском учителе» подали всего 38 человек.

Источник: http://rabotnik-info.ru/sodejstvie-zanyatosti-naseleniya/programma-zemskij-uchitel/

������ ���������� �������������� ���������������� �� ���������������������� �� ���������������� ��������������

Миллион учителям в сельской местности

�������������� ������������������ ������������������ “�������������� ��������������”. “�� �������� �������� ���� ������������������ ���������������� �� ���������������� ������������������ 37 ������������������”, – ���������������� �������������� ���������������������� ���������������������� ���������� ������������������.

�������������� �������������� ���������� ���� �������������������� ���� ������ �������������������� �������� ���������������� �������������� – ������ �������� ��������������������, ���������������� ���������������� �� ���������������� ������������������, �� �������������� �������������������� �������� ������ ������������������ ������������ �� �������������������� ���� 50 ���������� ��������������. ���� ������ ���� ���������������� ���������������������������� ������������������������������ �������������� �� �������������� ������������ ���������������� ������������. ���������� ���� �������������� �������������� �������������� �� ������������������ ���������������� ���������� ���������������� ���� �������������������� ������������ �� ���������� �� �������������� ������ �������������� �������� ������.

“������������������ ���������������� �� ������������������ �� ������ ������, ������ ���� ���������� ������������������ “�������������� ��������������” �������������� ������������������ ���������������������������� �������� ���������������� ������������������������”, – �������������������� ������������������.

�� ������������������������ ���������������� ���������� ���������� ���������������������� �� ���� ������ ������������������, ������ ������������������ ���� �������������� ������������ ���� ��������, ������ ������ �������������� ���� 101-�� ���������������� �� ���� ����������������.

�� ��������������, �� ������������������ ���������� �������������������� ������������, �������������� ������������������ ���������� ���� ������������������, ������������������ �������������� ������������������ ��������������.

��������������, ���������������� ���������� ���������������������� �� ���������������� – ������������, �� ������������������ ���������� �������������������� ������������, ������ �������� �������������� ����������������������, �� �������������������� ���������� ����������������, ������ ���������� �������� �������������������������� ��������������, ������ �� ���������������������� ���������� ������������������������ ������������, ������ ������������ ���������� ���������� ���������������������� ����������. ���������������� �������������������������� ���������� ���� �������������������������� ���������������� ���������������� ���� ������������������, �������������������� �������������������� ���������� �� ������������������.

�������� �� �������� ������������ ��������������, ������ �� ������������. �������������� �� ������������������ �������� ���������������������� �� ���������������������� ��������������. ������������ ���� ������ �������������������� ������������ ���������� ���� �������������� ������������ ����-���� ������������.

“�� �������������� �� ���������������������������� ����������������, ������ �� ������������ �������� ������ ������������������ ���������� ����������.

������������ ������������������������ ��������, ������ �������������� – �� �������������� �� �������� ������, ������ ���������� �������������������� ���������� ���� ������������ ����������, ���� �� ����������������”, – ������������������������ �������� ���� ������������������ ������������������������ ���� �������������� �� ������������������ – ������������ ��������������.

������ �������� ���� ���������������� �� �������������� ������������������ ���������������������������� ��������������-����������������, �� �������������� �������� ������������������: �� �������������� �������������������� ������������������ ����������������, ���������� ���������������� ������������ ��������, ������ ������������ �������� �� ���������� ������������.

��������������, ������������, ���������� ���� ������������ ���������������������� – �� ���������������������� ���������� ���������������� ������������������ “�������������� ��������������” ���������� 3,5 ������������ ���������������� �� 2,5 ������������ �������� ���� �������� ������������.

���������������� �������������� ���������������� �������� �� �� �������������� ������������������, �� �� �������������� ����������������

�� ���������������������� ���������� �������������������� ���� ���������������������� ���������������� �� 3 �������������� �� ������������������ ���� 1 ������������.

���������� ���������� �������������������� ����������, ���������������������� ���������������� ������������ ���������������������� ���� ������������.

������ ���������������������� �������������� �� ������������������ ���� ���������� �������������������� ������������������������ ����������������������: https://mo.mosreg.ru.

Источник: https://rg.ru/2020/01/31/reg-cfo/kak-stat-zemskim-uchitelem-v-podmoskove-i-poluchit-million.html

В глубинку за миллионом

Миллион учителям в сельской местности

С января нового года в России стартовала программа «Земский учитель». Предполагается, что она поможет преодолеть дефицит педагогов в глубинке.

Учителям, которые пожелают переехать на работу в село или в город с населением до 50 тысяч человек, государство обещает выплачивать подъемные — 1 млн рублей (для Дальнего Востока — 2 млн рублей).

Можно ли этими деньгами залить проблему и кто сегодня работает в школах в провинции, разбирался «Огонек».

Александр Трушин

Слово «земство», несмотря на то что эта институция похоронена в отечестве ровно сто лет назад, обладает магическим обаянием для наших чиновников.

Вот уже почти 8 лет в стране — и не безуспешно — действует программа «Земский доктор» (и это притом что финансируется она из федерального бюджета, а земство, напомним, содержало своих врачей само).

С января этого года запущена новая госпрограмма — «Земский учитель», она должна привлекать в глубинку педагогов. Как? А дать городским учителям, которые согласятся 5 лет поработать в сельской школе, по 1 млн рублей.

Кто может участвовать в программе «Земский учитель»

Читать далее

Как рассказала директор фонда «Национальные ресурсы образования» Татьяна Половкова, в федеральном бюджете на 2020 год запланировано выделение 1 млрд 653 млн рублей, на плановый период 2021 года — 1226 млн и на 2022 год — 1179 млн рублей. Предполагается, что в этом году в сельские школы приедут 1,8 тысячи учителей, в 2021 году — более 1,3 тысячи, в 2022 году — более 1,2 тысячи.

Прелесть ситуации в том, что аккурат 31 декабря ушедшего, 2019 года Дмитрий Медведев подписал распоряжение правительства № 3273-р, в котором впервые в постсоветской России (!) прописаны мероприятия по кадровому обеспечению школ.

А это сбор и систематизация статистических данных, мониторинг обеспеченности кадрами школ и формирование прогноза потребности в подготовке педагогических кадров. То есть поставлена задача понять — сколько учителей работает, какая потребность в кадрах и в каких кадрах и где эта потребность самая острая.

Получается, что 4 млрд рублей выделили и запустили программу «Земский учитель», так и не выяснив, сколько и каких учителей не хватает и в каких регионах?

В гостях у сказки

И правда, сколько? Разные источники, в том числе и министр просвещения, называют разные цифры дефицита педагогических кадров. Их разброс производит впечатление. Кто говорит — 12 тысяч человек (и это, прямо скажем, при такой большой стране вовсе и не дефицит), кто — 150 тысяч, кто —180 тысяч.

Что утверждает Росстат: в 2018 году в школах работали 1 млн 79 тысяч учителей. А в 2006-м их было 1 млн 543 тысячи. Резкое сокращение (фактически на полмиллиона человек) школьных педагогов произошло к 2010 году — их стало 1 млн 67 тысяч человек. Пресловутой «оптимизацией» тогда и не пахло.

И никто из опрошенных «Огоньком» экспертов объяснить этот феномен схлопывания не смог. Среди версий: возможно, говорят, это Росстат изменил методику расчетов. А вот проклятая всеми оптимизация на число учительского корпуса никак не повлияла — число школьных педагогов после 2010 года не сокращалось, а лишь незначительно колебалось от 1074 до 1079 тысяч.

Директоров и районных методистов стало меньше, это факт. А учителей сколько было, столько и осталось.

В статистике Министерства просвещения за 2019 год приводятся цифры, близкие к данным Росстата: в школах работали 1 034 626 учителей и 22 142 педагога дополнительного образования. Ну не показывает статистика дефицит кадров за последние годы — ни в 12 тысяч, ни в 150 тысяч, ни тем более в 180 тысяч педагогов! На сайте zemteacher.edu.

ru (запущен под госпрограмму) сейчас заявлены 3565 открытых (что это такое — чуть ниже) вакансий в сельских школах. На эти места, по информации Минпроса, уже претендуют 7200 человек. А значит, педагогов ждет конкурсный отбор. Кроме того, каждый год в школу приходят 33 тысячи молодых специалистов (это примерно половина из выпускников педвузов), как утверждает и. о.

министра просвещения Ольга Васильева. Так о каком дефиците речь?

Может быть, с кадрами благополучно только в городах, а периферия стонет от нехватки учителей? Оказывается, и это не так.

Когда готовился этот материал, по запросу «Огонька» из Министерства просвещения РФ пришла информация: в настоящее время в России насчитывается 26 тысяч сельских школ, в которых работают 420 тысяч педагогов.

Если учесть, что в этих школах учатся 3789 тысяч детей (данные сборника «Образование в цифрах», 2018 год), то картина получится просто сказочная: 9 учеников на одного учителя. Если бы в сельских школах еще и условия были хорошие, и зарплата учителей побольше — чего бы еще желать.

Как считать дефицит

Получается, никто не может сказать, сколько учителей не хватает. И главное — каких. В основном все уроки в школах по всем предметам ведутся. Да, некоторые педагоги жалуются на большую нагрузку, но мало кто из них захочет добровольно отдать часы — это ударит по зарплате.

Как говорят эксперты, сегодня нет точного определения, что называть дефицитом кадров в школе. Одни считают так: есть дети, есть классы, но нет специалиста-предметника — значит дефицит. Другие предлагают считать по количеству учебных часов в школе, разделив их на ставки по 18 часов в неделю.

Но кто же в школе согласится работать на одну ставку (если не считать Москву и Санкт-Петербург)? Особенно в селе, где за 18 часов учитель будет получать от 12 до14 тысяч рублей со всеми надбавками и премиями.

Совсем другое представление о дефиците педагогов получится, если принять во внимание, что в однокомплектной или малокомплектной школе (а таких в селах большинство) учителю не запрещено совмещать преподавание разных предметов. Если школа большая, учитель может работать на две ставки, а то и больше. Если чье-то место освобождается, то оставшиеся педагоги делят между собой его нагрузку. И это нормальная практика.

Татьяна Половкова говорит, что «есть вакансии открытые и есть закрытые. Например, в школе работают два математика, и каждый ведет по 36 часов в неделю. Это большая нагрузка, хорошо бы взять еще одного человека.

Но сам директор это сделать не может. Это и называется закрытая вакансия. Надо, чтобы вакансия была введена в форму регионального статистического учета.

Тогда региональные власти эту вакансию “откроют”, и школа может взять нового учителя».

Можно предположить, что эти желаемые педагоги, на которых не открыли вакансию, и образуют тот самый дефицит кадров. Однако и тут есть свои сложности.

Как пишут учителя в соцсетях, сейчас районные или региональные органы просвещения не рекомендуют директорам (негласно, разумеется) увеличивать штаты, ведь тогда будет снижаться средняя зарплата учителей по региону.

А зарплаты, как прописано в нацпроекте «Образование», должны расти вместе со средними зарплатами по региону. То есть чтобы удержать показатели нацпроекта «Образование», новых педагогов в школы приглашать как раз не надо — так получается.

Понаехали тут

Городские учителя поехали в сельские школы еще при Александре II, когда земские школы только стали появляться (финансировались полностью земством как органом местного самоуправления, и уж там точно знали, какие учителя и на какие позиции были нужны).

Судя по произведениям русской литературы — тогда в село ехали идеалисты и бедные студенты. Для народников, вдохновленных «теорией малых дел» и бросивших клич учить и лечить в деревне, эта миссия была видом социального активизма и подвижнического горения.

И ведь поехали вчерашние студенты в деревню сеять разумное, доброе, вечное! Та же отечественная словесность рисует их существование как тяжелое и не столько подвижническое, сколько трагическое. Потом уже советская власть отправляла по распределению молодых специалистов на периферию. Отработай три года — и потом улетай куда хочешь.

Автор этой заметки еще помнит, как в советские времена в некоторых районных центрах (Елец, Шуя и др.) работали пединституты так называемой «третьей категории». В них поступали выпускники сельских школ, и они же в большинстве своем возвращались в родные места.

Возможно, уровень высшего образования там был ниже, чем в престижных столичных вузах, но для села, даже для нынешнего, вполне приемлемый. И это работало. Но в 90-х годах, когда все педвузы стали называть себя университетами, система сломалась.

С вопросами о программе «Земский учитель» «Огонек» обратился в Министерство просвещения РФ. Ниже публикуются ответы ведомства

Читать далее

Наталья Тарасова, директор Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования РАНХиГС, неоднократно выступала экспертом программ «Учитель будущего», «Современная школа» на разных этапах их подготовки. Она отмечает: «Вот сейчас мы в который уже раз пытаемся решить проблему сельской школы. Придумали этой программе красивое имя. И опять призываем людей ехать в село, правда, теперь за миллион рублей, чтобы нести в народ благородное и вечное. Есть опасение, что не получится: нет у нынешнего поколения к этому стимулов, даже миллион к этому не подвигнет. Только системный и комплексный подход к программе «Земский учитель» позволит гарантировать полноценную реализацию заложенного в ней мощного социокультурного потенциала».

Есть еще одна серьезная проблема, с которой наверняка столкнутся участники программы «Земский учитель»,— это проблема отношений в школе между педагогами.

Елена Ленская, декан факультета «Менеджмент в сфере образования» АОНО «Московская высшая школа социальных и экономических наук», говорит: «Приехавшие в село, да еще с миллионом в кармане, будут отбирать учебную нагрузку у тех, кто ведет несколько предметов, потому что нужно вырабатывать недостающие часы. Эти люди там давно работают и будут пристрастно относиться к вновь прибывшим. Я знаю это по опыту работы в программе “Учитель для России”. Прекрасная программа, в которой Сбербанк доплачивает педагогам, поехавшим в сельские школы, и обеспечивает им методическую поддержку. Не бог весть какие деньги, не миллион, но все равно это часто вызывало раздражение у тех, кто живет на одну зарплату. Вообще крупные разовые выплаты почти всегда негативно воспринимаются теми, кто их не получает. Несправедливость порождает ревность».

И конечно же местных педагогов будет возмущать то, что они отработали тут много лет, не имея ничего, кроме скудной зарплаты. А «понаехавшие» сразу положат в карман по миллиону, к тому же потом, скорее всего, уедут — ведь жить на селе, если ты здесь чужой, и правда нелегко.

Так, может, лучше сначала выяснить, сколько и каких требуется педагогов, прежде чем разбрасывать миллиарды? Или направить средства на ремонт, современное оснащение кабинетов, широкополосный интернет? Хотя при чем тут интернет — 11 процентов сельских школ не имеют водопровода и канализации. Так что приглашенным городским учителям «за миллион» на старте сельской карьеры придется сначала освоить удобство под названием «сортир»…

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4221058

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.