Можно ли взять академический отпуск в школе

Отстаньте от школьников Академический отпуск после школы как полигон для саморазвития

Можно ли взять академический отпуск в школе

Помните себя после школы? Знали ли вы в свои 16–18 лет, чему хотите посвятить даже если и не всю дальнейшую жизнь, а по крайней мере ближайшие пять — пятнадцать лет?

Мои бывшие одногруппники пришли на журфак так: «Прошел по баллам», «Сказали, что тут ок и можно не напрягаться», «Не хотел связываться с математикой». Из потока в пятьдесят студентов от силы человек десять пришли на журфак с мыслями о журналистике.

В этом году мы закончили учебу. Журналистское сообщество Челябинска пополнилось человек на… пятнадцать? Остальные растворились в пустоте, одна корочка валяется. Зачем она им нужна — неизвестно.

Можно ли было это предвидеть четыре года назад, когда они поступали? — да вряд ли.

Если бы брать академический отпуск после школы было нормой, сколько судеб изменилось ну не в лучшую, но уж точно в более осознанную сторону? Сколько человек повзрослели бы раньше? Как изменилось бы глобальное отношение к профессии и высшему образованию, если бы мы начали получать вышку не потому что «надо», а потому что «мне это нужно для того, чтобы добиться этого»? Представьте: вы окончили 11 класс, достигли совершеннолетия и… остановились. Взяли отрезок времени на то, чтобы решить, как выстроить вашу последующую жизнь. Представьте: перед вами целый мир, в котором можно выбрать что угодно: необязательно университет, необязательно этот город, необязательно офис. Перед вами открыты все пути, вам 18 и вы свободны. А в ситуации свободы вы понимаете, что ваша жизнь в ваших руках. Значит, надо что-то делать этими самыми руками. Всерьез. Во имя себя и собственного счастья. Это профилактика от попадания на нелюбимую работу или в чуждую профессию. Это возможность узнать самого себя.

«Gap year», или академический отпуск, это серьезная практика, которая заставляет человека проявить глубокую осознанность, фактически, в первый раз в жизни.

Наше становление происходит так: до семи лет ребенок живет под руководством родителей, следующие одиннадцать лет он живет в школе под руководством родителей и учителей, а потом вдруг оказывается почти совершеннолетним детиной с сознанием ребенка, который еще не был во взрослом мире, в котором он сам за себя.

Он вообще никогда не был сам за себя.

— Мама запрещает мне поступать на журналиста, а папа говорит, что выгонит из дома, если я не сдам ЕГЭ, — говорит сестра моей подруги, десятиклассница. Всепоглощающий ужас стынет в глазах. Она не цепенеет, когда думает о ЕГЭ. Она сейчас по жизни оцепеневшая: учится шесть дней в неделю по десять часов. Она не имеет ни времени, ни сил подумать: «А кто я вообще такая?» или «Куда я сейчас иду?».

Недавно я встретила в магазине подругу нашей семьи: она начала рассказывать о том, что ее сын написал какой-то предварительный экзамен на тройку и расплакалась из-за этого.

Как мы допустили, что какие-то цифры вселяют в нас ужас и доводят до слез? Как мы допустили, что образ жизни настолько глобально стандартизировался: школа — универ — работа, и обязательно без промедлений и самодеятельности?

Кажется, летом между школой и универом в нас на генетическом уровне срабатывает поговорка «Дают — бери, бьют — беги», нам дали аттестат, и мы побежали, чтобы не прибили. Чтобы осознание собственной жизни не «прибило». Чтобы жизнь продолжала быть понятной, какой она была все 18 лет: «Мне нужно в университет» — это понятная цель.

Вышка сейчас не синоним образованности, не тождественна науке, не является элементом престижа: высшее образование для нас входит в «необходимый минимум» и это отношение катастрофически его дискредитировало.

На шедевральных лекциях по литературе мои одногруппники-журналисты со скучающим видом писали в чат «Когда уже пара кончится?» или «Да сколько можно про этого Бодлера?!» и шутили над названием «Голубой цветок». Не потому что глупые. Не потому что плохие. А потому что пришли не по адресу и без понимания, что им нужно.

Ринулись сдавать ЕГЭ и поступать в вуз, потому что ни родители, ни друзья, ни армия не примут ни минуты промедления. Из школы бегом в вуз. Срочно. Опаздываем. Обязательно. Неотвратимо. Нет времени думать. «Нет времени объяснять, иди на вышку».

Не надоела эта гонка?

Глобальное распространение высшего образования в России — дань страху. Всеобщему страху пойти не по накатанной, оказаться без дела, денег, работы.

Мои самые осознанные, серьезные и глубокие ровесники пользовались практикой «gap year»: в это время кто-то переехал в Москву, кто-то начал фотографировать и здорово преуспел, кто-то ушел в литературное творчество.

Одна девушка, собиравшаяся пойти на программиста, стала рисовать — позже поступила в челябинскую художественную академию. Ребята учатся зарабатывать и быть самостоятельными, при этом не тратя по сто тысяч родительских рублей на вуз. И у них получаются.

Они взрослеют, умнеют, смелеют.

Потому что 18 лет — идеальная возрастная точка, в которой пора думать о жизни.

Если начать думать о жизни после университета, будет поздновато: столкнемся с серьезной болью или, не дай бог, угодим на нелюбимую работу «да-я-тут-на-время», а нет ничего более постоянного, чем временное.

Моя бывшая одноклассница вчера обслужила меня на кассе в продуктовом магазине. Мне стало больно, потому что она собиралась быть дизайнером одежды, но мама отправила ее на юридический…

«Gap year» можно организовать и во время учебы: практиковаться и работать в разных местах, но это скомканный вариант: студент и учится, и работает, и деньги тратит на обучение в подавляющем количестве случаев, есть ли резон?

Я понимаю, почему практика «gap year» не поощряется у нас: это полноценный комплекс факторов, начиная от ментальности времен СССР, когда каждый должен быть «при деле» и «трудиться во имя народа», заканчивая тем, что многим уставшим школьникам при наличии свободы снесет голову.

Но это не повод отметать «gap year» как практику, а повод пересмотреть отношение к себе и воспитанию собственных детей. В сезон ЕГЭ и поступлений стоит об этом подумать. Не гнать их в вузы из-за страха, не нагнетать ужас вокруг ЕГЭ, а успокоиться и дать им свободу в их собственной жизни. Чтобы они становились мудрыми, смелыми и осознанными не к 30 годам, а уже в 18.

Источник: https://obzor174.ru/akademicheskiy-otpusk-posle-shkoly-kak-poligon-dlya-samorazvitiya

Отпуск на год педагогическим работникам

Можно ли взять академический отпуск в школе
Фото с сайта http://dreamout.info

Итак, в случае необходимости и при наличии веских причин работнику образовательного учреждения могут предоставить отпуск сроком до одного года (ст. 335 ТК РФ, п. 4 ч. 5 ст. 47 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации).

Отметим, что данный вид отпуска предоставляется не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы.

О том, что для педагогических работников законодательством предусмотрен длительный отпуск знают далеко не все. Чаще всего его используют в университетах для написания научных работ, но при этом он положен и некоторым работникам ДОУ и школ.

Кто может претендовать

С 2016 года утверждены новые правила предоставления такого отпуска.

Согласно правилам претендовать на отпуск сроком до одного года могут педагогические работники, замещающие должности, поименованные в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации.

Обозначим категории работников дошкольных учреждений и школ, которые имеют право на длительный отпуск:

  • воспитатель, старший воспитатель;
  • инструктор-методист, инструктор по труду, инструктор по физической культуре;
  • концертмейстер;
  • логопед;
  • мастер производственного обучения;
  • методист;
  • музыкальный руководитель;
  • педагог дополнительного образования;
  • педагог-библиотекарь, педагог-организатор, педагог-психолог;
  • преподаватель;
  • социальный педагог;
  • старший вожатый;
  • тренер-преподаватель;
  • тьютор;
  • учитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед.

Порядок и условия предоставления

Как правило, работник подает на имя руководителя письменное заявление с просьбой предоставить длительный отпуск.

Руководитель проверяет наличие у работника стажа, требуемого для реализации данного права, и оценивает возможность предоставления отпуска в указанный работником срок. Если необходимый стаж имеется и нет препятствий для оформления отпуска, руководитель издает приказ о предоставлении отпуска и заносит сведения о нем в личную карточку работника в общем порядке.

Во многих образовательных организациях не допускается, чтобы одновременно длительный отпуск был предоставлен сразу двум или большему количеству работников.

Внимание! Необходимый для отпуска стаж может быть набран в разных образовательных организациях, включая частные, но только при наличии у последних государственной аккредитации.

С 2016 года уточнены и новые правила исчисления стажа непрерывной педагогической работы для такого отпуска:

  • фактически проработанное время замещения должностей педагогических работников по трудовому договору;

Внимание! Такие периоды фактически проработанного времени суммируются только в том случае, когда продолжительность перерыва между увольнением и поступлением на работу составляет не более 3 месяцев.

  • время, когда педагог фактически не осуществлял трудовую деятельность, но за ним сохранялось место работы (должность) (вынужденный прогул, перевод на другую работу и последующее восстановление на прежней работе);
  • время замещения должностей педагогических работников по трудовому договору в период прохождения производственной практики, если перерыв между окончанием образовательного учреждения и поступлением на педагогическую работу не превысил 1 месяца.

Внимание! Стаж, необходимый для длительного отпуска педагога, не считается прерванным, если сотрудник перешел из одной организации в другую и не работал меньше 1 месяца.

Таким образом, если ранее в необходимый для длительного отпуска стаж не учитывались перерывы между работой, то теперь ситуация изменилась.

Как правило, чтобы уйти на заслуженный отдых педагогическому работнику необходимо выполнить целый ряд требований:

  • выполнить учебную нагрузку, предусмотренную планом работу в начале года ( учитель — 36 часов в неделю, логопед — 20 часов в неделю);
  • педагог преимущественно должен быть оформлен в качестве основного работника в данной организации;
  • заранее предупредить руководителя, чтобы он мог скорректировать учебный план и распределить нагрузку среди педагогических работников.

Законодательно определено, что продолжительность длительного отпуска, очередность его предоставления, разделение его на части, продление на основании листка нетрудоспособности, присоединение длительного отпуска к ежегодному основному оплачиваемому отпуску и остальные вопросы определяются коллективным договором, а не уставом образовательного учреждения, как это происходило ранее.

В коллективном договоре образовательной организации должны быть рассмотрены следующие положения:

  • длительность отпуска (не более года), периодичность отпуска отображается в графике;
  • очередность его предоставления (но не реже чем раз в 10 лет);
  • возможность продления в случае болезни;
  • присоединение отпуска к ежегодному основному;
  • возможность оформления такого отпуска совместителю;
  • оплата, в тех случаях, когда законом она не является обязательной.

Внимание! Если отпуск предоставляется в соответствии с определенным графиком, то перенести такой отпуск можно только с согласия обеих сторон. Для этого необходимо написать еще одно заявление с просьбой об отмене уже назначенного отпуска и перенесения его на другой срок. При этом руководитель вправе не согласиться.

Гарантии педагогам

На период нахождения в длительном отпуске за педагогом сохраняется:

  • место работы(должность);
  • учебная нагрузка.

В данный период не допускается перевод сотрудника на другую работу и увольнение по инициативе организации (исключение — полная ликвидация образовательного учреждения).

Важно отметить, что длительный отпуск педагогического работника не влияет на отпускной период основного отпуска.

Внимание! Если в период длительного отпуска будет проведено увольнение, то это будет серьезной ошибкой руководителя. Работник сможет свободно обратиться в Трудовую инспекцию или прокуратуру.

Оплачивается ли длительный отпуск педагогу?

Законодательством не предусмотрена оплата годичного отпуска. Но, как мы уже отметили, она может быть предусмотрена коллективным договором.

Если же в коллективном договоре все-таки прописана оплата для данного вида отпуска, то источником выплат в таком случае будут не бюджетные деньги, а средства, заработанные самой организацией (например, средства от дополнительных образовательных и воспитательных услуг).

Отзыв педагога из отпуска

В связи с трудовой необходимостью учителя можно отозвать из отпуска. Однако, такой отзыв допускается только с согласия педагога (ст.125 ТК РФ).

В данном случае педагогу необходимо написать заявление о том, что он не возражает быть отозванным из отпуска. Неиспользованная часть отпуска при отзыве не сгорает. Руководитель должен согласовать с педагогом время, когда им будет использован остаток отпуска. Это отражается в приказе об отзыве, с которым под роспись знакомят сотрудника.

Реализация

Отметим, что длительный отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время. Однако такой отпуск не должен отрицательно сказаться на деятельности образовательной организации.

Чаще всего педагогические работники предпочитают использовать отпуска исключительно во время каникул. Поскольку образовательные учреждения зачастую испытывает нехватку кадров, то во время учебного процесса руководство неохотно отпускает сотрудников в отпуска.

Тем не менее на практике педагогическим работникам предоставляется такой вид отпуска, но оплачивают его — единицы.

А уходил ли кто-то из вас в длительный отпуск? С какими трудностями вы столкнулись?

“,”author”:”Алина Ульянова”,”date_published”:”2017-06-13T07:47:37.762Z”,”lead_image_url”:”https://miro.medium.com/max/1200/1*hl1LXfpsYEXTzvOlBm9C0Q.jpeg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://medium.com/direktoria-online/leave-for-one-year-2b3b360b6204″,”domain”:”medium.com”,”excerpt”:”Педагогическая деятельность сложна, интенсивна и связана с высокой ответственностью за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников…”,”word_count”:861,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://medium.com/direktoria-online/leave-for-one-year-2b3b360b6204

Как Взять Академический Отпуск В Школе Ученику

Можно ли взять академический отпуск в школе

Основанием, по которому обучающемуся требуется перерыв в обучении, в этом случае является какая-либо болезнь, не позволяющая в данный момент осваивать программу обучения. Необходимо будет оформить в лечебном учреждении справку с подписью главврача, подтверждающую серьезность заболевания.

Руководитель учебного заведения может отказать учащемуся, если причины для отпуска окажутся неуважительными. По болезни, беременности, для ухода за ребенком, из-за призыва в армию в отпуске, как правило, не отказывают. А вот в различных исключительных случаях его могут и не предоставить.

Здоровье важнее.Если бы я попала в такую ситуацию-я бы отправила в санаторий,принесла бы кучу справок и через годик восстановившись пошла бы в школу.РЕБЁНОК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ БЫТЬ НА 1 МЕСТЕ.Удачи,ВАм!:flower:

Да, с санаторием не должно быть проблем. Моя дочка одну четверть провела в санатории — утром лечилась, вечером училась

Источник: https://law-property.ru/bankrotstvo-zastrojshhika/kak-vzyat-akademicheskij-otpusk-v-shkole-ucheniku

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.